Ведические храмы древних славян

Были ли у древних славян ведические деревянные храмы? В настоящее время можно встретить довольно много исторических спекуляций на эту тему.

Истоки русской деревянной архитектуры восходят к народному зодчеству славянских племён. Однако два качества дерева как строительного материала — его горючесть и недолговечность — не позволили сохранить практически ни одной постройки, возведённой ранее XIV века.

Например, церковь Св. Лазаря Четверодневного из Карельского Муромского монастыря (в настоящее время находится на территории музея-заповедника «Кижи») датируется XIV столетием.

Христианская церковь XIV века. Кижи. (Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/kliuchik-k-razgadke-garmonii-samogo-starogo-hrama-v-kijah-5cece618f5fd8f00b38267d8)
Христианская церковь XIV века. Кижи. (Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/kliuchik-k-razgadke-garmonii-samogo-starogo-hrama-v-kijah-5cece618f5fd8f00b38267d8)

Поэтому возникает вопрос, а были ли на Древней Руси ведические храмы (ещё их называют языческими). Существование у древних славян деревянных храмов отрицается на том основании, что капищами у нас называют окружённые тыном (ограждением), или обычным рвом, поляны, где стояли изваяния богов под открытым небом.

Всё-таки строили храмы древние славяне или нет?

Перынское святилище (IX-X века); найдено под Новгородом (реконструкция В.В. Седова) Источник: http://paganism.ru/kap-kolo.htm
Перынское святилище (IX-X века); найдено под Новгородом (реконструкция В.В. Седова) Источник: http://paganism.ru/kap-kolo.htm

Первые летописцы, свидетели существования последних языческих храмов (капищ), были большей частью монахами, то есть носителями и учителями новой веры. Логично, что они не описывали и не восхваляли красоту дохристианских культовых строений. Иногда косвенно упоминали о них, противопоставляя им храмы христианские.

Н. К. Рерих. Идолы (Языческая Русь / Старославянское кладбище). (Источник: http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html)
Н. К. Рерих. Идолы (Языческая Русь / Старославянское кладбище). (Источник: http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html)

В начале XX века были серьезные исследователи, которые занимались этим вопросом. Так, М. В. Красовский, историк архитектуры, член-корреспондент Императорского Московского Археологического Общества, еще в 1916 г. утверждает, что капищами называли храмы. А ограждённые тынами священные места — урочищами.

Архитектор Михаил Витольдович Красовский. Автор: неизвестен - http://serafim.com.ru/site/nstr_10_01.html, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=931510
Архитектор Михаил Витольдович Красовский. Автор: неизвестен - http://serafim.com.ru/site/nstr_10_01.html, Общественное достояние, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=931510

Доказательством существования храмов славян-язычников Красовский считает упоминания о них в текстах арабского писателя X века Мас-Удия, скандинавских сагах, записях немецких путешественников средневековья о языческих капищах («контынах») в городах славян Поморья (юг Балтийского моря, ныне часть Германии и Польши).

По предположению Михаила Витольдовича слово «контына» имеет связь с культом Святовита — бога богов, которому поклонялись в Арконе. Он был наездник и победоносец; ему был посвящен белый конь — первый слог рассматриваемого слова; конец же этого слова — это те ограды, то есть тыны, которыми окружались священные урочища.

В саге Олафа — сына норвежского конунга, говорится о жертвоприношении в храме во время его пребывания в Киеве у Владимира, тогда еще не крестившегося. Клитлинга-сага повествует, что в храмах славян хранилось много золота, серебра, тканей и оружия.

Описания ведических храмов (капищ) славян Поморья

Епископ Дитмар (1018 г.) описал храм в священном лесу Лютичей: «...стоит капище, художественно срубленное из дерева; его наружные стены украшены чудесно вырезанными изображениями богов и богинь».

Отто из Бамберга видел в Щетине контыну на горе, посвященную Триглаву. «Она была великолепно построена, и ее стены, как снаружи, так и изнутри, были так красиво и естественно покрыты резными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Очарованию способствовала раскраска этих изображений. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой».

Реконструкция ведического храма поморских славян XI века

Изучив древние источники, Казимир Мокловский в труде «Sztuka ludowa w Polsce» приводит реконструкцию типичного языческого храма славян.

План контына по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)
План контына по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)

В плане такой древний храм представлял собой длинный прямоугольник, который был разделен внутренней стеной на две части. Первая являлась главной частью и была собственно храмом. По стенам стояли скамьи и столы, а в центре находился жертвенник.

Столы и лавки предназначались для заседаний старшин племени (гмин), происходивших также в контынах.

Широкая арка отделяла эту часть здания от второй, где стояло изваяние божества. Вокруг него также стояли скамьи и лавки. Эта часть была святилищем.

Помимо этих двух частей, в языческих храмах была и третья часть. Она не закрывалась со всех сторон стенами — это была просто площадка. Над ней располагался большой свес кровли на повалах для молящихся (в храмы имели доступ только жрецы, а народ во время жертвоприношения стоял вне капища).

Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)
Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)

Материалом для контын служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком». Вокруг капища, приблизительно на одной трети высоты его стен, устраивалась дополнительная широкая кровля.

Как верхняя, так и нижняя крыши крылись пластинами из древесины (гонт, дранка), закреплёнными деревянными гвоздями. Такой же чешуей защищались от сырости и наружные поверхности стен в верхних их частях.

Святилище, в котором стояли изображения божеств, имело потолок. В передней части (с жертвенником) для выхода жертвенного дыма устраивалось отверстие — дымница. Никаких других отверстий, за исключением входной двери, не было.

Исполненная К. Мокловским реконструкция наружного вида контыны произвольна, но « ...в общих чертах весьма близка к истине, так как очень похожа на старинные церкви Галиции, каждая деталь которых пропитана духом чистого народного творчества, сохранившего свои многовековые идеалы», — заключает М. В. Красовский.

Церковь Св. Троицы. Украина, Жолква. Автор фото: Александр (Источник: https://lookmytrips.com/582df794ff93675516066a63/tserkov-sv-troitsy-ff9367)
Церковь Св. Троицы. Украина, Жолква. Автор фото: Александр (Источник: https://lookmytrips.com/582df794ff93675516066a63/tserkov-sv-troitsy-ff9367)

Таковы были языческие храмы северных славян — Поморян и Лютичей. Но те же Лютичи жили и на юге, у берегов Черного моря и по берегам Лабы (Эльбы), поэтому и их храмы не могли сильно отличаться от северных. Другими словами, культовые постройки всех славян должны были быть (в общих чертах) одинаковы и близки к той реконструкции, которую дает К. Мокловский.

Современный художник-славянист Всеволод Борисович Иванов. Храм бога Знича. Зима. 
Знич – бог языческой Руси. Олицетворял изначальный огонь, который даёт животворное тепло. Идолом Знича у славян был неугасимый огонь, который поддерживали на святых местах и храмах.
Современный художник-славянист Всеволод Борисович Иванов. Храм бога Знича. Зима.
Знич – бог языческой Руси. Олицетворял изначальный огонь, который даёт животворное тепло. Идолом Знича у славян был неугасимый огонь, который поддерживали на святых местах и храмах.

«...языческая Русь не только имела идольские храмы, но и умела их строить красиво и любила их украшать всем, что только могла достать... » (Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб. : Сатис, 2002. С. 168.).

Эти сведения мы получили столетие назад. Это практически всё, что можно сказать о строительстве ведических храмов у древних славян?

Читайте на канале:
Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах
Усадьбы Западной Сибири
Почему в России гибнут старинные города

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше подобных материалов.
Делитесь своими интересами с друзями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.