37,4K подписчиков

Дипломат, охотник, шахматист...

1,5K прочитали
  Рассказ о детях Демидова нужно начинать со старшего – Элима, чьё рождение унесло жизнь матери.  Он носил имя деда по материнской линии.

Рассказ о детях Демидова нужно начинать со старшего – Элима, чьё рождение унесло жизнь матери.

Он носил имя деда по материнской линии. Сама Мария Элимовна незадолго до родов писала подруге: «С первого дня нашего знакомства с Павлом его матушка стала мне лучшей подругой и ангелом-хранителем. Она окружила меня своим сердечным вниманием и ненавязчивой заботой, и всё, что я могу сделать в благодарность за всё, так это лишь дать её имя своей дочери. Но если по воле Божьей первенцем нашим окажется мальчик, то Павел предложил назвать его в честь моего батюшки, и был непреклонен в своём желании».

Поскольку Павел Демидов после смерти жены находился «в полуобморочной прострации» (по словам А.К.Карамзиной), занималась мальчиком Аврора Карловна. Сам Элим впоследствии вспоминал: «Бабушка заменила мне мать, а дядюшка – отца. Хотя я не могу сказать, что mon papa не был со мной ласков или невнимателен к моим капризам, но не случись со мной рядом моего любезного дядюшки, не знаю, что бы получилось из меня в жизни».

Кто же этот «любезный дядюшка»? Это троюродный брат его матери Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, о котором можно говорить очень много.

Как переплелись судьбы Демидовых и другого мецената! Юрий Степанович получил в наследство от дяди И.С.Мальцова вторую часть фамилии и несколько фабрик и заводов, в том числе знаменитый Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии (именно при нём город стал Гусь-Хрустальным). На средства Нечаева-Мальцова построены благотворительные учреждения, церкви в России и за рубежом. В его имении Полибино до 1917 года был первый в России музей Куликовской битвы, в имение приезжали писатели, художники. Многие годы он был почетным членом, а затем и вице-президентом Общества поощрения художеств, членом Академии художеств. А главное его дело - Музей изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Создатель музея И.В.Цветаев говорил: «Один такой покровитель музея стоит мне целого десятка московских купцов и бар». Недаром в Москве шутливо объединяли их фамилии – «Цветаев-Мальцов»!

Ю.С.Нечаев-Мальцов
Ю.С.Нечаев-Мальцов

И вот этот человек очень помог в воспитании осиротевшего племянника. Аврора Карловна писала сыну: «Елим много времени проводит в Полибино, на попечении милейшего Юрия Степановича». А после смерти П.П.Демидова Нечаев-Мальцов усыновит Элима и затем оставит ему огромное наследство.

Окончив в 1890 году Императорский Александровский лицей, Элим поступил на службу в Министерство иностранных дел. О его служебной деятельности известно немногое. Вообще сведения об этом Демидове противоречивы и часто тенденциозны, и связано это, в первую очередь, наверное, с тем, что после революции он, находясь в Европе, отказался вернуться в Россию, а в 1920 году согласился быть представителем правительства генерала Врангеля в Европе…

Интересное исследование об Э.П.Демидове опубликовал Е.Королёв на портале «Орбита.96 РФ», кое-какие материалы оттуда я использовала.

Соберём немногое известное. «Высочайшим повелением 4 декабря 1891 г., тайному советнику Елиму Демидову разрешено» было «пользоваться пожалованным итальянским правительством покойному отцу его, Павлу Демидову, титулом князя Сан-Донато, но лишь в пределах Итальянского королевства», так что первым и последним князем Сан-Донато, признанным в России, был его отец. Впрочем, Элим Павлович и не стремился называться князем. Вот воспоминания его знакомого британского натуралиста Д.Литлдела: «Когда мы закончили осмотр, нас попросили оставить запись в книге посетителей, что мы и сделали. Но смотритель музея попросил Демидова подписаться ещё и титулом. Елим смутился, и ответил, что ему не кажется это уместным… Софи пришлось уговаривать его…» Софи – это жена Элима Павловича. В 1893 году он женился на Софии Илларионовне Воронцовой-Дашковой (внучке А.К.Воронцовой-Дашковой, о которой я писала здесь)

С.И.Демидова (портрет работы Д.Сарджента). Прошу прощения: в предыдущей статье я поместила этот портрет как изображение Е.П.Демидовой. Сейчас ошибку исправляю.
С.И.Демидова (портрет работы Д.Сарджента). Прошу прощения: в предыдущей статье я поместила этот портрет как изображение Е.П.Демидовой. Сейчас ошибку исправляю.

Снова противоречия: в большинстве источников указывают, что брак Демидовых был бездетным (так пишет Л.Третьякова в книге «Дамы и господа», так сообщает Википедия). Однако на всех генеалогических сайтах Демидовых мы найдём имя Владимира Элимовича Демидова (1907-1983), женатого на Барбаре Новицкой и имевшего сына и дочь. Потомки по линии дочери, судя по всему, благополучно здравствуют…

Не так много сведений о дипломатической карьере Элима Павловича. Первое назначение – в 1894 году в посольство в Лондоне сверх штата, затем служил на разных должностях в посольствах в разных странах. В 1912 году был назначен посланником в Греции. Какое-то время назад в архивах бывшего главы Главного управления Генерального штаба нашли сведения о том, что «г-н Демидов, кн. Сан-Донато, помимо своих прямых обязанностей, выполнял поручения ГУГШ Е. И. В. секретного характера»… Если так, то приходится очень серьёзно пересматривать слова историков (и вообще Демидовых не жаловавших) о «никчёмности» этого представителя рода.

Параллельно с дипломатической была и другая служба. В 1901 году Элим Павлович был назначен егермейстером императорского двора, занимался лесничествами и заказниками, в частности, на Кавказе в 1912 году по его инициативе был учрежден Лагодехский заказник, который позволил сохранить от бесконтрольного уничтожения туров, серн, закавказского барса… И память о нём в Лагодехи: на «лысых» горах, неподалеку от границы с Азербайджаном, есть «демидовские осыпи», а на склоне одной из гор - «Демидовская пещера». Сохраняется и охотничий домик Демидова:

  Рассказ о детях Демидова нужно начинать со старшего – Элима, чьё рождение унесло жизнь матери.  Он носил имя деда по материнской линии.-4

Охота вообще была увлечением Элима Павловича. Но это было не просто стремление к добыче. Его жена вспоминала: «Охотиться он предпочитал на редких и малоизученных зверей. А добыв животное, подробно и детально описывал его, места и условия обитания, фотографировал… Задолго до того, как мой батюшка поспособствовал назначению на должность егермейстера двора Е.И.В., муж мой уже был известен, как натуралист, этнограф и автор нескольких книг…» О его книгах обычно отзываются пренебрежительно – «дворянская мемуаристика», но в Европе (издавал он их на английском языке) они были довольно популярны.

Д.Литлдел и Э.П.Демидов с женой. 1897 год
Д.Литлдел и Э.П.Демидов с женой. 1897 год

А ещё Элим Павлович очень серьёзно увлекался шахматами: не только собирал книги по теории шахмат и шахматные журналы на нескольких европейских языках, но он и сам писал статьи на шахматную тему, переписывался с известными шахматистами своего времени, принимал участие в шахматных турнирах. И, конечно же, спонсировал различные шахматные мероприятия. Знаменитый Э.Ласкер, второй чемпион мира, писал о нём: «Он весьма хорошо играл сам, но большим удовольствием было беседовать с ним о теории шахмат и перспективах их развития. Мы расстались, как добрые друзья, а через полгода или чуть больше, я получил от него письмо, в котором содержалось приглашение в Санкт-Петербург… Уже в России мне сообщили, что наше размещение и передвижение было полностью оплачено князем. Он же выступил соучредителем призового фонда».

Речь идёт о мемориальном турнире 1909 года в Санкт-Петербурге, посвящённом памяти М.И.Чигорина, куда приехали многие выдающиеся шахматисты. Элим Павлович и сам собирался в нём играть, но в последний момент «из-за врождённой стеснительности» отказался и принял участие только в благотворительных блиц-матчах.

Э.П.Демидов среди участников и организаторов турнира 1909 года в Петербурге.
Э.П.Демидов среди участников и организаторов турнира 1909 года в Петербурге.

В 1900 году в нищете умирает первый чемпион мира В.Стейниц. Известно, что Демидов назначил его вдове «достойное содержание» и оплатил учёбу детей. Вскоре следы жены и детей теряются. Есть предположение (в частности, его биографа К.Ландсбергера), что они сменили фамилию на… Донато.

Известна помощь Демидова и русскому шахматисту, горному мастеру прииска «Глубокий» С.М.Левитскому, которого М.И.Чигорин называл «шахматной надеждой России». Известен матч Левитского с А.А.Алехиным в 1913 году, организованный опять же не без помощи Э.П.Демидова. В 1926 году именем Левитского был назван первый шахматный кружок в Нижнем Тагиле.

Считается, что Элим Павлович на заводах не бывал и заводами не интересовался.

Однако в 1947 году в Свердловске со слов Н.В.Сибирякова, слесаря и оружейного мастера, был записан такой рассказ: «Как-то летом Елим приехал в Тагил. В то время я собирал на заводе воздуходувные машины. Демидов ходил по всему заводу, во все цеха заглянул…

Вот однажды утром, часов так в девять, Елим вышел из своей квартиры на площадь, где тогда был собор. На Елиме тогда была светлая летняя пара, низенькое шляпо. Увидал, что мимо едет на таратайке рабочий. Подозвал его к себе. Тот подъехал к Демидову. Все-таки знал, что хозяин. Елим начал спрашивать рабочего, откуда и куда он едет. Тот сказал, что едет с рудника к новому мосту домой.

— Давай, вези меня…

А таратайка на двух колесах, вся испачкана рудой. Рабочий и говорит Елиму:

— Да куда вы сядете, ваше сиятельство! Видите, как вся испачкана.

— Ничего не значит!

И Демидов сел в эту таратайку.

Елим расспросил рабочего, как он живёт, сколько зарабатывает, какое семейство.

Когда подъехали к дому рабочего, Елим слез и подал ему пятьдесят рублей. Сказал при этом:

— Одень семейство, как следует. Водки много не пей, а только в праздник.

Ну, мужик редко с лошадью зарабатывает такую сумму в месяц. Был, конечно, очень доволен, поправил свои дела, семью одел. Елим, весь перепачканный, так и отправился к себе обратно». Думается, рассказ говорит о неплохом отношении к хозяину.

Когда-то он писал Ю.С.Нечаеву-Мальцову: «Я выбрал дипломатическую службу, как раз в силу того, что фамильное дело более интересовало моих братьев – Анатолия и Павла – а мне сие занятие казалось непосильным», —однако после смерти Павла он оказался самым крупным пайщиком (в своё время управлять заводами Демидовы решили совместно и распределили доли наследства) и взял на себя основную часть финансовых вопросов. Война, начавшаяся в 1914 году, помешала модернизации производства, и пришлось согласиться на акционирование заводов. Но устав созданного в 1916 году «Акционерного общества Нижнетагильских и Луньевских горных и механических заводов наследников П.П.Демидова, князя Сан-Донато» был подписан лишь в марте 1917-го, а дальше…

Известие об Октябрьской революции застало Элима Павловича в Ницце. В Россию он не вернулся и в Гражданской войне не участвовал, но, повторюсь, некоторое время представлял правительство генерала Врангеля. Был почетным атташе Югославии в Греции.

София Илларионовна, живя с мужем в Греции, стояла во главе почти всех благотворительных организаций и тратила личные средства на поддержку нуждающихся соотечественников. В 1919 году по её инициативе был создан Союз помощи русским в Греции.

Известно, что в конце жизни Элим Павлович писал исследования о творчестве Пушкина и Тургенева, издал в Париже сборник своих стихотворений на французском языке. А ещё в Греции с именем Демидовых связывают начало шахматного движения.

Скончался Э.П.Демидов в 1943 году в Афинах и был там же похоронен в приходе Троицкой посольской церкви. Жена пережила его на 10 лет.

Могила Демидовых в Афинах
Могила Демидовых в Афинах

Официальные историки СССР называли Элима Павловича «типичным примером вырождения буржуазии». Судите сами, подходит ли к нему такое определение.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Навигатор по всему каналу здесь

Все статьи о Демидовых:

«Соименница зари» здесь

«Широк человек, слишком даже широк» 1 и 2

Ускользнувшее счастье здесь

Жизнь после Марии здесь

Дипломат, охотник, шахматист

Другая Аврора здесь

Выцветшие фотографии здесь

«Дела – не слова» здесь