19 643 subscribers

«Их с удовольствием и даже с наслаждением прочтёт семья»

834 full reads
1,5k story viewsUnique page visitors
834 read the story to the endThat's 55% of the total page views
4 minutes — average reading time
«Их с удовольствием и даже с наслаждением прочтёт семья»

Ну что же, вот и с «Повестями Белкина» пришла пора прощаться…

Мне было очень приятно читать ваши комментарии, понимать, что, несмотря ни на что, это произведение живёт, более того, оно любимо.

Но, как всегда, есть и «ложка дёгтя». Да, многие в комментариях спорили по поводу оценки, данной «неистовым Виссарионом». Я не отношусь к пламенным почитателям Белинского, особенно после того как в студенческие года по обязанности конспектировала его статью «”Гамлет”. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», однако прекрасно понимаю, что все его оценки, с которыми я подчас не просто не согласна – которые меня возмущают, продиктованы требованием времени и взглядами - меняющимися, возможно, ошибочными, но искренними -самого автора.

Но если взгляды Белинского я если не принять, но объяснить и понять чаще всего могу, то понятия некоторых комментаторов просто ставят в тупик. Конечно, кто-то, видимо, желая пооригинальничать, комментирует статью о «Выстреле»: «Господа с жиру "бесились"». Тут налицо нежелание даже задуматься об эпохе (что бы этот комментатор изрёк о «Барышне-крестьянке», даже помыслить боюсь!). Для меня страшнее другое.

К статье о «Станционном смотрителе я получила такое высказывание, меня весьма напугавшее. Основываясь на фразе Минского «Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она – вы не забудете того, что случилось» , автор делает устрашающий вывод: «Пушкинисты написали, что цензура вымарала следующее предложение Пушкина, намекающее на то, что она состояла в связи со своим отцом. То есть смотритель Самсон Вырин сделал её по сути пренабоковской Лолитой». Вот так – не больше и не меньше! И все дальнейшие мои возражения, что Пушкин не мог бы в таком случае говорить о «драгоценной» памяти смотрителя, или удивления, как можно не понимать, что побег Дуни, даже если она вернётся, ни отец, ни дочь забыть не смогут, комментатора не убедили.

Да, конечно, каждый понимает вещи в меру своей начитанности (недаром комментарий-ответ был посвящён анализу «Лолиты», но эту тему я продолжать не стала, тем более что у этой читательницы Вырин выглядит страшнее Гумберта – тот всё же отчим, а не родной отец), а также испорченности: ну верит дама в то, что пишет, - Бог с ней, в конце концов! Меня пугает ссылка на другое – на якобы написанное «пушкинистами» (неназванными, кстати, что бросает тень и на очень уважаемых людей – я, например, не могу себе представить, чтобы такое написали Ю.М.Лотман или Н.Я.Эйдельман). В наше время, увы, появилось очень много так называемых «исследователей»-«пушкиноедов», которые стремятся судить о Пушкине (и не только о Пушкине) с позиции незабываемого князя Валковского из романа Ф.М.Достоевского: «Я даже люблю потаённый, тёмный разврат, постраннее и оригинальнее, даже немножко с грязнотцой для разнообразия..». Знаю, что с этой позиции пишутся книги, готовятся телепередачи.

Да, у Пушкина есть немало фривольных произведений, есть более чем откровенные признания в письмах… Однако, господа, вспомните о том, что произведения эти ни в коей мере не предназначались автором для печати (то, что Пушкин спрашивал П.А.Плетнёва в письме: «Не прислать ли вам для наполнения ‘’Царя Никиту и 40 его дочерей’’?» - естественно, нельзя принимать всерьёз). Думаю, что, увидев подобное в печати, Александр Сергеевич немедленно послал бы вызов издателю, а о письмах не приходится и говорить. Вспомним возмущение поэта, узнавшего, что читаются его письма к жене, – он писал ей 18 мая 1834 года: «Если почта распечатала письмо мужа к жене, так это её дело, и тут одно неприятно: тайна семейственных сношений, проникнутая скверным и бесчестным образом… Никто не должен знать, что может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни ». Это размышление он завершит: «А свинство уже давно меня ни в ком не удивляет» . А ведь в этом «свинстве» повинны мы все! Поэтому давайте не будем продолжать и дальше заниматься им (именно поэтому я, вопреки замечаниям некоторых комментаторов, НИКОГДА не буду анализировать нецензурную лирику поэта или приводить полностью его отдельные высказывания).

Поэтому сразу отметаю версию, что Пушкин написал произведение об отце-развратнике, да ещё и сочувствовал ему. Что же касается «бесящихся с жиру» господ, то, несомненно, Пушкин писал и о них и его произведения должны читаться именно с позиций времени, когда писались…

Спасибо моим читателям, что вместе со мной погрузились в мир чудесной пушкинской прозы и ещё раз вспомнили его героев.

**************

И отдельно хочу сказать об экранизациях «Повестей Белкина». Своё мнение (повторюсь: оно только моё) о «Выстреле» и «Метели» я уже высказала.

Экранизации «Станционного смотрителя» видела очень давно. Осталось яркое впечатление от игры И.М.Москвина, игравшего Вырина в первом фильме, но, наверное, сейчас очень трудно полноценно воспринимать немое кино (мне, во всяком случае). Экранизацию С.А.Соловьёва видела тоже много лет назад. Помню, что поразил общий настрой (и снова не могу не сказать о роли музыки: всё-таки И.И.Шварц – композитор замечательный), помню великолепного Н.И.Пастухова, но сам фильм тогда показался несколько затянутым. Сейчас пересматривать, честно сказать, не хочется (понимаю, что возмущу многих, но я в последнее время вообще не воспринимаю Н.С.Михалкова).

В связи с последними статьями было очень много отзывов об экранизации «Барышни-крестьянки», сделанной А.Н.Сахаровым (когда-то видела ещё телеспектакль, но мне он показался простым «чтением по ролям»: актриса, играющая Лизу, к примеру, тут же после своей реплики, начинала произносить нечто вроде «Лиза заверила, что…», - а потому никакого впечатления не произвёл).

Признаюсь, что этот фильм начинала смотреть со страхом: всё-таки снят он был в то время, когда на экраны хлынул поток «чернухи», и поначалу была несколько смущена ненужным, на мой взгляд, вниманием к «нагой натуре» (сцену в конюшне я уже поминала), однако немного спустя была покорена и съёмками, и исполнителями. Про исполнителей ролей отцов я уже писала – Великие всегда остаются великими. Но и дети, по-моему, очень хороши:

Е.Ю.Корикова и Д.П.Щербина – Лиза и Алексей
Е.Ю.Корикова и Д.П.Щербина – Лиза и Алексей

Замечу ещё, что второй раз (готовя статью) я фильм смотрела с томиком Пушкина в руках и отметила внимание авторов к, казалось бы, самым незначительным деталям повести – всё было бережно перенесено, хотя не обошлось, конечно, и без добавлений. Но мне образы соседей показались абсолютно органично вписавшимися в общую картину. В какой-то момент резануло обращение Муромского к дочери «Лизок», но тут же вспомнила, что А.Н.Раевский свою дочь называл «Сашок», - и снова всё встало на место.

Кто-то написал, что фильм не равнозначен повести Пушкина. С этим , конечно, спорить нельзя, только спрошу: а был ли вообще какой-нибудь фильм по Пушкину, равнозначный первоисточнику? По-моему, нет и быть того не может.

Так что фильм оцениваю достаточно высоко (и не могу ещё не заметить, что режиссёр его – тот самый, кто за тридцать с лишним лет до «Барышни» снял другую, очень любимую мной кинокартину – «Коллеги» по В.П.Аксёнову).

Так что будем, конечно, смотреть экранизации, но в первую очередь – читать и перечитывать Пушкина (меня очень порадовало, что многие отзывы завершались словами «надо перечитать»).

Очень любопытно, что даже Белинский, критикуя «Повести Белкина», вынужден был заметить: «Их с удовольствием и даже с наслаждением прочтёт семья, собравшаяся в скучный и длинный зимний вечер у камина». Вот и насладимся в очередной раз тем, как поэт передавал

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

И действительно, соглашусь с мнением немалого числа комментаторов: как жаль, что повестей всего пять!

До новых встреч!

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Навигатор по всему каналу здесь