Казалось, ему была уготована счастливейшая судьба, а он так и остался «бедным маленьким герцогом сказочных лет» (А.Вертинский), овеянным множеством легенд…
Орлёнок (l'Aiglon)… Так французы называют сына Наполеона и Марии-Луизы. Желанного, обожаемого сына, о котором мечтал император! Сына, ради рождения которого Наполеон расторг свой брак с Жозефиной и взял в жёны австрийскую принцессу. Орёл был на гербе Наполеона, Орёл – император, Орлёнок – его сын…
Он родился 20 марта 1811 года, получил имя Наполеон Франсуа Жозеф Шарль и сразу был провозглашён королём Римским и наследником империи. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» опишет его портрет: «Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображён был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась».
Не совсем понятно недоумение писателя: при игре в бильбоке шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Мне кажется, аллегория действительно ясна: земной шар для Римского короля – всего лишь игрушка.
Толстой подчёркивает, что Наполеон изображает любовь к сыну («И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, — это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность»), на самом же деле император сына по-настоящему любил, но был с ним очень мало.
Описанная сцена в романе Толстого происходит перед Бородинским сражением. Дальнейшие события известны всем. После взятия Парижа союзными войсками и после Ватерлоо Наполеон дважды отрекался от престола в пользу сына, но Римский король корону так и не получил. Находясь на Эльбе, Наполеон мечтал о встрече с сыном, но так и не увидел его…
После поражения Наполеона мальчик жил во дворце своего деда, австрийского императора. Замок Шёнбрунн стал для него золотой клеткой. «Англия поймала орла, Австрия — орлёнка»,- с горечью заметит Виктор Гюго. Мальчику дали титул герцога Рейхштадтского, запрещали называться полным именем, приучая к немецкому Франц.
При нём старались не упоминать о его отце, называя его самого «сыном Её Высочества эрцгерцогини» (кстати, мать легко рассталась с сыном, жила в Парме и устраивала там свою жизнь, вступив в новый брак). А он, почти не помня отца, знал о нём почти всё и преклонялся перед его памятью. Мальчик, затем юноша мечтал расправить крылья… Но ему это было не суждено. Юный герцог умер от туберкулёза 22 июля 1832 года. Ходили слухи о его отравлении, так как бонапартисты заочно провозгласили его императором под именем Наполеона II (показательно, что пришедший к власти «маленький племянник большого дяди» Луи-Наполеон взял себе имя Наполеона III, признавая права кузена).
Не стоит удивляться, что судьба юного герцога привлекала писателей и поэтов во все времена (из произведений последних лет назовём роман Ж.Бенцони «Волки Лозарга»). Русские читатели с детства помнят лермонтовский «Воздушный кораблю»:
…Зовет он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын,
И долго, его поджидая,
Стоит император один…
В конце XIX века Э.Ростан написал драму «Орлёнок», которая была поставлена в 1900 году. Главную роль сыграла Сара Бернар (вообще история постановок пьесы интересна тем, что роль герцога Рейхштадтского с равным успехом играли и мужчины, и женщины). Несмотря на то, что к моменту премьеры «великой Саре» было уже 56 лет, она исполняла эту роль долгие годы (вспомните знаменитый фильм «Замороженный»: «У нас 1905 год, Сара Бернар всё ещё играет в ростановском «Орлёнке»!»), а в 1908 г. привозила спектакль на гастроли в Россию.
В России пьеса шла в переводе Т.Щепкиной-Куперник и тоже имела огромный успех.
Последняя постановка в Москве состоялась в 1991 году в Новом драматическом театре (спектакль назывался «Салют, Наполеон!», режиссёр – Б.Львов-Анохин).
В пьесе юный Франц томится в чуждой ему Австрии. Он рассказывает:
Сражений шум я слышал в мраке ночи,
Лавровый дождь мне упадал на очи,
Мне виделся всё он, всё он, всё он!..
Великие победы с шумом, с блеском
Скользили вкруг меня по занавескам
И наполняли мой мятежный сон…
Юноша мечтает вырваться из клетки (подзаголовок первого акта – «Крылья крепнут»). Но Орлёнку не суждено стать Орлом… Драматург изображает попытку вернуть Орлёнку корону, попытку, которая обречена на неудачу («Крылья надломлены» - подзаголовок пятого акта). Уже тяжело больной, практически поверженный, герцог грезит:
Мне двадцать лет, и ждёт меня корона…
О Боже мой, так это всё не сон?
Мне двадцать лет, я сын Наполеона,
Отец мне завещал свой трон…
Неправда, я не болен… Смерти холод
Уж не коснётся моего чела…
Я император, я здоров, я молод!..
Как хорошо!.. Как эта ночь тепла!..
Ростан заканчивает пьесу приказом Меттерниха над мёртвым Францем: ««Австрийский на него надеть мундир!..»
Герцога Рейхштадтский был похоронен в императорском склепе в Вене, однако в 1940 г. Гитлер, стремясь к популярности у французов, приказал перезахоронить сына рядом с отцом, в одной из часовен Собора Инвалидов в Париже (хотя его забальзамированное сердце так и осталось в Австрии); в 1969 г. прах Франца поместили в крипту, рядом с саркофагом Наполеона. Думается, Орлёнок был бы счастлив лежать рядом с Орлом.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Мои другие статьи о литературе:
«Любовь трубадура» здесь
«Опередивший время» здесь
"В поисках французской королевы" здесь
Навигатор по всему каналу здесь