23 313 subscribers

«Превосходный виртуоз и столь же превосходный человек»

516 full reads

«Превосходный виртуоз и столь же превосходный человек»

Из цикла "Жизнь наша лицейская"

Наверное, ни один рассказ о Лицее не обойдётся без упоминания о его гимне, слова которого написал Антон Дельвиг:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Этот гимн регулярно исполняется, начиная с открытия в 1974 музея «Лицей». На фортепиано в музыкальном классе Лицея стоят его ноты (фото автора):

«Превосходный виртуоз и столь же превосходный человек»

Но далеко не всегда называют имя автора музыки к нему, той, что прозвучала при выпуске первых лицеистов (существует ещё вариант, написанный Ю.В.Кочуровым к фильму «Юность поэта» - кстати, по-моему, прекрасный). А был автором очень интересный человек - Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон, вошедший в жизнь и быт лицеистов довольно поздно, но свою роль в их становлении сыгравший.

Вот что писал М.А.Корф: «Он учил нас, в последний только год, не музыке собственно, а лишь только пению. Теппер, хороший учитель пения, хотя сам без всякого голоса, не только учил нас, но и сочинял для нас разные духовные концерты, т.е. большею частью перелагал с разными вариациями и облегчениями концерты Бортнянского. В его классе соединялись оба курса лицея, старший и младший, что иначе ни на лекциях, ни в рекреационное время никогда не бывало. Тепперу же принадлежит и музыка известной прощальной песни Дельвига “Шесть лет промчалось, как мечтанье”, живущей и теперь ещё, через сорок почти лет [воспоминания писались в 1854 году], в стенах лицея».

Язвительный, как всегда, Корф о появлении учителя в Лицее заметит: «Это было делом директора Энгельгардта, который хотел доставить кусок хлеба своему старинному другу». Что же стоит за этими словами?

Фамилия учителя звучит (для меня, во всяком случае) как-то по-французски, но на самом деле были у него шотландско-польские корни. В 1703 году в Польшу эмигрировали два представителя шотландского клана Фергюсонов - приверженцев свергнутой династии Стюартов. Один из них, Виллиам, и стал дедом будущего лицейского учителя. Виллиам женился на сестре богатого польского банкира Петра Теппера, снабжавшего иностранными предметами роскоши всю варшавскую аристократию и ставшего основателем системы универсальных магазинов Варшавы. Теппер усыновил одного из своих племянников, Петера, получившего после этого двойную фамилию. В 1790 году семья получила польское дворянство.

Жили роскошно, участвуя даже в политических интригах (помогали, например, внукам последнего шотландского претендента на трон Англии), их варшавский дворец был изображён на картине Б.Беллотто, племянника знаменитого Каналетто.

Известно, что Людвиг-Вильгельм с детства был музыкален, с шести лет обучался музыке, а с десяти писал музыку, даже давал публичные концерты. Но всё это было любительством. Учился он в Военной Академии герцога Карла-Евгения Вюртембергского в Штутгарте, вместе с Ф.Шиллером («Единственное, чему нельзя было научиться в академии - это музыке. Я вполне мог забыть то, что я знал, если бы у меня не было своего собственного фортепиано», - вспоминал потом Теппер), а затем в Страсбургском университете. Затем он ездит по Европе, служит секретарём польской дипломатической миссии, продолжаются его музыкальные увлечения.

Но всё рушится в 1793 году. В результате всех событий, связанных с последним разделом Польши, банк Тепперов обанкротился, и семья осталась без средств к существованию. Теппер пытается какое-то время «держаться на плаву», но все его попытки сделать карьеру не удаются, и тогда – «Музыка стала для меня единственным средством добывания средств для моего существования, и я решился отдаться ей полностью». Он берёт уроки, занимается самообразованием. Этого было мало для карьеры композитора (наверное, и таланта было маловато), хотя он и положил на музыку (одним из первых!) шиллеровскую «Оду к радости». Теппер становится преподавателем музыки.

В 1797 году он приезжает в Петербург и на 24 года свяжет свою жизнь с Россией. Он даёт уроки музыки (в частности, императрице Елизавете Алексеевне и другим членам царской семьи, среди его учеников – и будущий император Николай I), в 1800 году становится придворным капельмейстером, пишет оперы, как член Петербургского Филармонического Общества принимает участие в его концертах (в 1812 году исполняют и его ораторию«Te Deum»).

В 1809 году он покупает дом в Царском Селе, а с 1816 года живёт там постоянно. Вот тогда-то он и начинает, по просьбе Е.А.Энгельгардта, преподавать пение в Лицее, не состоя формально лицейским преподавателем (кстати, вопреки словам Корфа, бесплатно).

Этот человек, наверное, казавшийся лицеистам стариком (ему было почти пятьдесят) нравился воспитанникам. Прислушаемся к другим рассказам Корфа: «Теппер был большой оригинал, но человек образованный и приятный, и нам очень нравились и его беседы, и его классы». «Вечером он обыкновенно зазывал к себе кого-нибудь из нас, человек трёх или четырёх: пили чай, болтали, пели, музицировали, и эти простые вечера были нам чрезвычайно по вкусу».

В этом доме Теппера бывали все лицеисты, и в том числе, конечно же,  и Пушкин.
В этом доме Теппера бывали все лицеисты, и в том числе, конечно же, и Пушкин.

Видимо, дом Теппера привлекал лицеистов тёплой семейной атмосферой: Теппер был женат на родственнице придворного банкира И.Вельо Жанне-Генриетте Севериной, в его семье воспитывалась дочь Вельо Жозефина (она и её сёстры упоминаются в лицейских стихах Пушкина).

В доме Теппера, как вспоминал М.Л.Яковлев, «проходили литературные беседы,.. совершались литературные состязания, на которых Пушкин первенствовал».

А в 1817 году Теппер становится штатным учителем музыки в Лицейском Благородном пансионе, пишет музыку к лицейским спектаклям.

В 1819 году он едет с семьей в заграничное путешествие, ставшее для него трагическим: сначала погибает, выпав из окна, 18-летняя Жозефина, затем умирает жена Теппера… Лишь на короткий срок приедет он в Царское Село, а затем навсегда покинет Россию и в 1838 году скончается в Париже.

*************

Царскосельский дом Теппера дожил до наших дней. Он сменил много владельцев (были среди них и музыканты - пианист и композитор С.И.Танеев, известный певец И.В.Ершов), побывал общежитием, библиотекой, ЗАГСом.

Нашла информацию, что с января 2014 года здесь базируются и проводят концерты музыкальные коллективы «Петербургские серенады» и что дом готовят к реставрации. Не имея возможности побывать в Царском, не знаю степени её достоверности. Но хочется верить, что в доме, где жил этот, по словам В.К.Кюхельбекера, «превосходный виртуоз и столь же превосходный человек», не перестанет звучать музыка.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!