20 001 subscriber

«Старинный русский барин»

17k full reads
31k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 56% of the total page views
5 minutes — average reading time
«Старинный русский барин»

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров». Это первые строки романа. А дальше – подробнейшая характеристика, прямо скажем, не весьма располагающая к симпатии. «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного», поминаются и «шумные, а иногда и буйные его увеселения», и крепостной гарем («В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных… Окны во флигеле были загорожены деревянною решёткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух»), и прочие связи с «наперсницами».

Весь сюжет романа построен на противоборстве Дубровского с Троекуровым, отнявшим имение у бывшего друга просто для того, чтобы наказать «мелкопоместного грубияна».

Пушкин многократно будет подчёркивать неразборчивость в средствах Троекурова, его бесцеремонность. Вспомним хотя бы тот эпизод, когда все ищут пропавшего «учителя Дефоржа»: «Било одиннадцать, и никто не думал о сне. Наконец Кирила Петрович сказал сердито исправнику:

- Ну что? ведь не до свету же тебе здесь оставаться, дом мой не харчевня, не с твоим проворством, братец, поймать Дубровского, если уж это Дубровский. Отправляйся-ка восвояси да вперед будь расторопнее. Да и вам пора домой, — продолжал он, обратясь к гостям. — Велите закладывать, а я хочу спать».

Памятен, конечно, и рассказ о том, что Пушкин язвительно назовёт «благородными увеселениями русского барина», – забавах с медведями: «В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами… Изредка выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал её, потом тихонько до неё дотрогивался, колол себе лапы, осердясь толкал ее сильнее, и сильнее становилась боль. Он входил в совершенное бешенство, с ревом бросался на бочку, покамест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю Божию». И далее – описание «медвежьей комнаты».

Казалось бы, всё ясно. Называют даже и возможный прототип Троекурова – Льва Дмитриевича Измайлова, бывшего какое-то время рязанским губернским предводителем дворянства. Б.Л.Модзалевский в своей знаменитой картотеке, куда он заносил имена людей, так или иначе связанных с Пушкиным, записал: «Л.Д.Измайлов, рязанский помещик, выведен Пушкиным в “Дубровском” под именем Троекурова». Действительно, рассказывают и о великолепной псарне Измайлова (кстати, к нему относят и реплику Чацкого о «Несторе негодяев знатных», который «выменял борзые три собаки» на своих крепостных), и о его забавах с волками и медведями, очень схожими с троекуровскими, а приведённый его биографом С.Т.Славутинским рассказ о дворовых девушках («днём и ночью все они были на замке. В окна их комнат были вставлены решётки. Несчастные эти девушки выпускались из этого своего терема или, лучше сказать, из постоянной своей тюрьмы только для недолговременной прогулки в барском саду или же для поездки в наглухо закрытых фургонах в баню») как будто взяты из пушкинского романа. Указывают и на то, что недалеко от владений Измайлова находилось село Троекурово…

Измайлов был старшим современником Пушкина, и поэт вполне мог его знать. Возможно, какие-то черты его Пушкин и использовал, но, даже если это и так, отталкиваясь от конкретного человека, создал свой, неповторимый образ.

Н.Ф.Монахов в роли Троекурова
Н.Ф.Монахов в роли Троекурова

Да, Троекуров жесток, самодурен, уверен в своей безнаказанности. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение», - напишет Александр Сергеевич. Первоначально в рукописи, рассказывая об отношениях Троекурова со старшим Дубровским, он укажет конкретнее: «Славный 1762 год разлучил их надолго. Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошёл в гору». Затем эту фразу заменит нейтральным «обстоятельства разлучили их надолго». Причину, я думаю, не нужно долго искать: действие романа происходит после войны 1812 года (Анна Савишна Глобова помянет «сущий портрет Кульнева», прославившегося в ней), и дата переворота, произошедшего более полувека назад, сюда никак не вписывается. Однако фраза о связях останется.

Но давайте вглядимся получше в этот образ.

В записках, озаглавленных «Тable-talk» [«Застольные разговоры»], Пушкин напишет: «У Мольера скупой скуп — и только; у Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера лицемер волочится за женою своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря. У Шекспира лицемер произносит судебный приговор с тщеславною строгостию, но справедливо; он оправдывает свою жестокость глубокомысленным суждением государственного человека; он обольщает невинность сильными, увлекательными софизмами, не смешною смесью набожности и волокитства. Анжело лицемер — потому что его гласные действия противуречат тайным страстям! А какая глубина в этом характере!» Наверное, нет необходимости говорить, к какому изображению стремится сам Александр Сергеевич. Итак, что мы видим в Троекурове?

Жесток с крестьянами? Вероятнее всего, раз о нём говорят: «У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт». Однако же псарь, обиженным словами Дубровского «вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам», заметит: «Мы на свое житьё благодаря Бога и барина не жалуемся».

Разговоры о гареме и «наперсницах»… Но что-то способен и чувствовать. Вспомним «мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность и которую принуждён он был наконец выслать тихонько в другое поместие, когда следствия его дружества оказались слишком явными». А «черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими, воспитывался при нем и признан был его сыном» (это ведь именно для него «выпишут» француза-учителя).

Вспомним и то, что Троекуров способен оценить (конечно, до поры до времени) гордость старшего Дубровского, с которым дружит, несмотря на то что сам достиг чина генерал-аншефа, а тот лишь «отставной поручик гвардии». И не только ездит «в домишко своего старого товарища», но и предлагает породниться: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».

В.Я.Самойлов в роли Троекурова
В.Я.Самойлов в роли Троекурова

О многом говорит и его поведение после «испытания» мнимого Дефоржа в «медвежьей комнате»: «Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: “Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил”. С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать».

Конечно, каким-то поступкам Троекурова оправдания нет и быть не может – например, его поведению со старшим Дубровским. Хоть и «восторжествовали» в его душе «чувства более благородные», чем «удовлетворённое мщение и властолюбие» и «он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние», его приезд лишь ускорил смерть Андрея Гавриловича.

А вот его поведение в истории с замужеством дочери всё же, по-моему, не может быть истолковано только как самодурство. Да, он выдаёт дочь замуж за князя Верейского, которому «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать». Но давайте посмотрим, чем руководствуется Троекуров? Он хорошо знает про «княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения», что, без сомнения, обеспечит будущей княгине блестящее положение в свете.

И сравним поведение его и князя Верейского. Старый князь получает от невесты письмо, где она «старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности, умоляла его отказаться от её руки и самому защитить её от власти родителя», однако он «нимало не был тронут откровенностию своей невесты. Напротив, он увидел необходимость ускорить свадьбу и для того почёл нужным показать письмо будущему тестю». А затем говорит с ней… говорит только о себе: «что письмо очень его опечалило, но что он надеется со временем заслужить её привязанность, что мысль её лишиться слишком для него тяжела и что он не в силах согласиться на свой смертный приговор» - чувства девушки его не волнуют!

А взбешённый Троекуров приведёт-таки поразительный довод: «Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия» (и при этом, как пишет автор, «был тронут, но скрыл свое смущение»).

Может быть, кстати, предполагает и вполне возможное развитие событий: князь долго не проживёт, а Маша останется княгиней и богатой вдовой, со связями и положением в свете (Пушкин в планах тоже такой сюжетный ход намечал). Мне вспоминаются слова Троекурова в опере Направника: «Не любишь ныне – полюбишь, сделавшись княгиней».

Иллюстрация Д.А.Шмаринова
Иллюстрация Д.А.Шмаринова

Отличалось ли поведение Троекурова от поведения других отцов? Читаем в мемуарах: «Я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича Волконского, вашего отца, достойнейшего и благороднейшего из людей; мои родители думали, что обеспечили мне блестящую по светским воззрениям, будущность.... До свадьбы я его почти не знала». Чьи это слова, думаю, понятно. Конечно, генерала Раевского невозможно сравнить с Троекуровым, но ведь здесь он ведёт себя очень похоже!

Итаку, «старинный русский барин» предстаёт у Пушкина весьма многогранной фигурой. А что же с остальными героями? Поговорим в другой раз.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

Навигатор по всему каналу здесь