23 313 subscribers

«Златые дни, уроки и забавы»

808 full reads
Лицейский класс
Лицейский класс

Предполагалось, что обучение в Лицее займёт 6 лет: через три года после поступления – экзамены «по случаю перевода из младшего в старший возраст», и затем ещё три года обучения. После – снова экзамены (особенно подчёркиваю для нынешних недорослей, жалующихся на перегрузки: выпускные экзамены были публичными, продолжались с 15 мая по 1 июня 1817 года, а всего их было… 15! Вот так-то!) Воспитанники должны были овладеть «предметами учения, важным частям государственной службы приличными и для благовоспитанного юноши необходимо нужными».

Расписание достаточно насыщенное (занимались 6 дней в неделю, в субботу – до половины дня, дальше была баня):

6.00 - подъём, молитва, 7.00 - 9.00 - учебные занятия, которые возобновятся после чая и прогулки в 10 часов и продлятся два часа, затем –снова прогулка (прогулки в любую погоду!) и обед, ещё час занятий, затем (в течение двух часов) – выполнение домашних заданий, снова чай и прогулка, потом «вспомогательный класс», в половине девятого ужин, затем отдых и в 10 вечера ложились спать.

Лицейский коридор
Лицейский коридор

За порядком следил дежурный гувернёр: за занавесочкми на дверях спален – окошки, куда он мог заглянуть, не заходя внутрь (что дало Пушкину повод для сравнения «келий» с тюремными камерами). Между некоторыми комнатами перегородка не доходила до конца, и соседи могли разговаривать друг с другом. Именно здесь зародилась дружба № 13 – И.Пущина и № 14 – А.Пушкина, дружба, пронесённая через всю жизнь. Сколько всего было переговорено ночами за лицейские годы!

Помимо наук, обучали танцам, музыке, верховой езде, фехтованию.

Фехтовальные принадлежности лицеистов
Фехтовальные принадлежности лицеистов

Обучали рисованию, почти на профессиональном уровне:

«Златые дни, уроки и забавы»

В классах садились по успеваемости, этого же порядка придерживались в столовой. Острили:

Блажен муж, иже

Сидит к каше ближе;

Как лексикон,

Растолстеет он.

Кормили, видимо, неплохо, но случалось всякое. «Кушанье было хорошо, но это не мешало нам иногда бросать пирожки Золотареву в бакенбарды»,- вспоминал И.Пущин. В лицейских «национальных песнях» (сочинялись они коллективно на протяжении всех лет обучения и ценны невероятно: в этих куплетах мы находим сведения и о тех, о ком почти ничего не известно) есть куплет:

Вот пирожки с капустой,

Позвольте доложить:

Они немножко гнилы,

Позвольте доложить.

А одна из карикатур А.Илличевского изображает лицеистов, штурмующих булочную:

«Златые дни, уроки и забавы»

Но главное, что было,- лицейская республика», удивительный союз друзей:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен…

Свободен… Ю.Тынянов в романе «Кюхля» приписывает директору Лицея В.Малиновскому слова «Ваше превосходительство, в вверенном мне воспитательном учреждении есть главное – нет духа раболепствия». Мы никогда уже не узнаем, произнёс ли в действительности Малиновский эту фразу. Но точно знаем, что им были составлены «Правила внутреннего распорядка», где говорилось: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом».

Сохранился лицейский анекдот. Однажды император Александр, посещая классы, спросил: «Кто здесь первый?» — «Здесь нет, Ваше императорское Величество, первых, все вторые», — отвечал Пушкин. Как говорят итальянцы, «Se поп ё vera, ё ben trovato [Если это и не правда, то хорошо придумано]»!

Этот список сущи бредни,

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули

Аи люли, люли, люли,- пелось в «Национальных песнях».

Пушкин вспоминал о днях, когда он

…поэме редкой

Не предпочёл бы мячик меткий,

Считал схоластику за вздор

И прыгал в сад через забор, -

и, наверное, такими же были и его соученики. Да, конечно, были и ссоры, и обиды, и даже драки (как без них у мальчишек?) Не случайно после одной из ссор обидчивый Кюхельбекер бросился топиться в пруду, но – увы! – пруд был ему по колено… Тем не менее случай этот дал повод к появлению ещё одной карикатуры:

«Златые дни, уроки и забавы»

Журнал «Лицейский мудрец» в пояснение к рисунку рассказал, как на праздновании именин Нептуна «в то время, как все предавалось шумной радости, вдруг возмутилась стклянная поверхность вод. Смотрим и видим бледную, толстую с большим красным носом фигуру. Все было на нем в беспорядке. Одной рукой хлопал он себя по ноге, в другую хрюкал. Он снизшел и тотчас, навалившись на спину Нептуна, начал ему басом говорить следующие стихи:

"Сядем, любезный Нептун, под тенью зеленыя рощи... " [обычная для лицеистов насмешка над стихами Кюхельбекера]

Нептун танцовал тогда мазурку, и потому чрезвычайно вспотел, а этот неуч навалился на него, и скоро получил бы сильнейший кулак..., как вдруг какой-то багор схватил его за галстук и потащил вверх. Не зная, что все это значит, осмеливаюсь отнестись к вам, надеясь, что вы это мне растолкуете».

Сами лицеисты называли себя «скотобратцами», почти все имели прозвища, которые иногда менялись. Так, Пушкина сразу прозвали «Французом» (французский знал при поступлении едва ли не лучше русского), а потом - «Егозой», «Обезианой», а ещё — «Смесью обезианы с тигром» (это прозвище Пушкин считал наиболее почётным).

Шли годы, росли мальчишки, складывались их судьбы…

Продолжение следует! Голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Фотографии для статьи сделаны мной. Рисунки Илличевского найдены в Интернете

«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь