«Странник вечности»: история жизни культового ламы Итигэлова

17 September 2018

Одним из удивительнейших событий нового времени стало обретение нетленного тела 12-го Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлова.

В Википедии указана дата его смерти – 15 июня 1927 года, но на самом деле момент смерти ламы установить невозможно, потому что уход в медитацию смертью не является. Сегодня, в исключительно торжественных случаях, верующим открывается доступ к нетленным мощам Пандито Хамбо-Ламы, находящимся в Иволгинском дацане.

Магия цифр

Две цифры имели огромное значение для бурятского ламы, изумившего мир через 75 лет после своего ухода. Это, конечно, цифра 12, потому что он стал 12-м Хамбо Ламой, а 12-летний цикл в восточном календаре является основой. Тем более, что после вступления в должность новый Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи первого Пандито Хамбо Ламы – Дамбы Даржа Заяева! Для всех буддистов этот факт стал неопровержимым доказательством того, что 12-й Пандито Хамбо Лама является перерожденцем первого, и этим замыкает таинственный цикл. Этот замечательный человек прожил жизнь, наполненную удивительными событиями, оставил огромное научное наследство, а его уход стал загадкой для учёных-материалистов. 

Родился Даша-Доржо Итигэлов в 1852 году, в местности Улзы Добо, что недалеко от современного села Оронгой. Он рано лишился родителей, поэтому с детства отличался самостоятельностью. Малолетний сирота около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак. Когда юноше было всего 15 лет, он пешком отправился в Анинский дацан, потому что решил стать ламой.

Я помню, как Янжима Васильева, чей дед был племянником старшей сестры будущего Хамбо Ламы, рассказывала о семейном предании. Оказывается, Даша-Доржо ещё до путешествия в Анинский дацан говорил, что он станет Хамбо-ламой! И он ушёл, никого не спрашивая, и никто не обещал, что его примут в хувараки. Может, знал? Путь же предстоял далёкий – около 300 километров.

Кстати, Янжима Васильева в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а ещё через два года – институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил президент России Владимир Путин, который, как писали СМИ, «дважды в духовном уединении общался с Нетленным». О чём беседовал президент с Хамбо Ламой, нам никогда не узнать, но по свидетельству современников, Итигэлов умел заглядывать в будущее.

В 1898 году он, будучи уже зрелым человеком и учёным, вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы. В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. При его попечении были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму и от сельчан.

А весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. И здесь нужно обратить внимание на 75-летние циклы.

Уход и возвращение

Дело в том, что Даша-Доржо Итигэлов родился через 75 лет после смерти первого Хамбо-Ламы Дамбы Даржа Заяева, чьим перерожденцем его признали буддисты. Ушёл в медитацию тяжело больной Хамбо-Лама в возрасте 75 лет, наказав ученикам вскрыть его могилу и посмотреть тело – тоже через 75 лет. Мы не знаем, в чём состояло значение этих циклов, просто обращаем на них внимание.

Помимо науки, 12-й Хамбо-Лама активно занимался общественной деятельностью, главным образом, благотворительностью. Во время первой мировой войны им было создано «Общебурятское общество», в которое вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, огромные деньги по тем временам. Собирали также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности.

В июле 1917 года, на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде, Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан. В воздухе пахло революцией, и Хамбо-Лама уже видел, что произойдёт. Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым. Рассказывают, что Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с новой властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Действительно, вскоре начались репрессии, в ходе которых были убиты многие духовные лица, в том числе, буддийские ламы. Но Даша-Доржо Итигэлов ушёл раньше. 15 июня 1927 года он сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даша-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Возвращение Хамбо-Ламы вначале происходило в тайне. Согласно завещанию, в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн. Убедившись в неизменности состояния Хамбо-ламы, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили тело в бумхан. В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела.

А 7 сентября 2002 года, через 75 лет после ухода Учителя, восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября саркофаг вновь был поднят. Выполнив необходимые ритуальные действия, тело перенесли в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм. С тех пор нетленное тело Хамбо-Ламы представляет собой объект поклонения верующих и неразрешимую загадку для учёных.

Научное наследие Хамбо-Ламы составляют более пятидесяти книг по буддизму, в том числе труд по тибетской фармакологии «Жор». Практик высочайшего уровня, на основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений.

Источник: arigus.tv