Дружба и кино: Анри Вернёй и Жан-Поль Бельмондо

09.04.2018

9 апреля день рождения празднует Жан-Поль Бельмондо. Актеру с неотразимой улыбкой и несравненным обаянием исполнилось 85.

Всемирная известность пришла к Бельмондо в 26 лет, когда он сыграл беспечного прожигателя жизни Мишеля Пуакара в ставшей культовой драме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Вскоре, в 1960 году, на съемках комедии «Француженка и любовь» Бельмондо познакомился с Анри Вернёем (Ашотом Малакяном).

Фильм «Француженка и любовь» — сатирический портрет француженки, состоящий из семи историй. Каждую сняли разные режиссеры. Анри Вернёю принадлежит эпизод «Измена», в котором и сыграл Бельмондо.

Заприметив Бельмондо, Вернёй два года спустя пригласил его сыграть в паре с Жаном Габеном в своем фильме «Обезьяна зимой». После Габен скажет о Бельмондо: «Этот парень некрасив, но в нем есть что-то, что было и во мне и что нравится женщинам».

Следующей совместной работой Вернёя и Бельмондо стала военная драма «Уикенд на берегу океана», события которой разворачиваются в окрестностях Дюнкерка на протяжении двух дней 1940 года. Далее — приключенческий фильм «Сто тысяч долларов на солнце», вместе с Бельмондо главные роли в которой исполнили Лино Вентура и Бернар Блие.

Бельмондо и Вернёй становятся добрыми друзьями. Они постоянно созванивались. Когда же выпадали свободные вечера, режиссер и актер с удовольствием проводили время в ресторане, обсуждая будущие картины за бутылкой вина.

В 1970-х Бельмондо снимается сразу в нескольких фильмах Вернёя: «Взломщики» (1971), «Страх над городом» (1975), «Труп моего врага» (1976). В криминальном боевике «Взломщики» он сыграл с Омаром Шарифом. Бельмондо исполнил роль грабителя Азата, а Шариф — комиссара полиции Авеля Захария. Интересен фрагмент фильма, где Авель угощает Азата толмой. В 1984-м вышел военный приключенческий фильм Вернёя «Авантюристы» с Бельмондо в главной роли.

В криминальном триллере «Страх над городом» Бельмондо выполнял множество опасных трюков, не прибегая к помощи каскадеров. В фильме он бегал по крыше идущего поезда метро, висел на тросе, прикрепленном к вертолету. Анри Вернёй восхищался им: «Я не знаю никого, кроме него, кто мог бы из нормальной ситуации перейти к каскадерским трюкам, а после них просто продолжать то, что нужно при съемках любовных сцен… Он всегда безукоризнен. Однако не повредит, когда, например, режиссер немножечко укрощает его темперамент».

Благодаря своему вспыльчивому характеру Жан-Поль Бельмондо ссорился со многими режиссерами, с которыми работал. Но с Анри Вернёем — никогда. Об этом Бельмондо говорил и в интервью с Жан-Пьером Лавуанья.

Жан-Пьер Лавуанья. Вот с кем вы никогда не ссорились, так это с Анри Вернёем…

Жан-Поль Бельмондо. Никогда. Мы сняли вместе восемь фильмов. Он любил кино. Ему нравилось снимать трюки, а я, как известно, обожал их исполнять. Он был также очень терпелив, сносил все розыгрыши, которые мы с группой ему устраивали. Часто, только много позже, до него доходило, что это была шутка! (Смеется.) Это был благородный человек…

Еще один хороший друг Бельмондо — Шарль Жерар (Ачемян).

Источники:
1. Бельмондо и армяне ǁ shkolazhizni.ru.
2. Жан-Поль Бельмондо: «Мой козырь — раскованность» ǁ kinoart.ru.