Эллинизм и Армения

Эллинизм, как многие понятия истории человечества, приходил с мечом, на смену эллинизма также приходили с оружием, но он оставил за собой богатый исторический, культурный и духовный след. Именно историко-политическому следу этой высокой эпохи в частности в Армении и посвящена данная статья.
Эллинизм в переводе с греческого языка обозначает эллинский или греческий. Изначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками. Эллинизмом называют культурное и политическое образование, этап в античной истории, когда эллинская культура и язык стали распространяться с берегов восточного Средиземноморья до передней Азии, объединяя многие страны на своем пути в единую культуру, политику, государственность. Однако, содержание эллинизма не ограничивается распространением эллинской культуры в других странах, а подразумевает также интересный синтез западной и восточной цивилизации. Восточная культура, которая процветала в отдельных странах того региона, наконец освободилась от своего изолирования и скрестилась с классической греческой культурой, что и породило новую, своеобразную культуру в эллинском обличии.
Датой начала эллинизма условно обозначают времена начальных походов Александра Македонского, а именно 334 г. до н. э., хотя многие историки полагают, что 323 год – год смерти великого полководца наиболее подходящая дата как начальная для эпохи эллинизма и выглядит более правдоподобной, так как только после смерти Александра начались глобальные перестановки в мире: образовались новые, эллинистические государства, в дальнейшем известные как эллинистические царства.
Сейчас же, началом эллинистической эпохи принято считать завоевание Александром Ближнего Востока(334-324 г. г. до н. э.), а ее окончанием- установление римского господства над восточным Средиземноморьем (к 30 годам н.э.).
И в правду, эллинизм на мировой арене ассоциируется именно с именем великого полководца, хотевшего объединить запад и восток мостом, который смог бы привести многие народы к единой цивилизации.

В III-I в. в. до н. э. развитие армянской культуры пережило переломный момент. Если в предыдущий исторический период с IV-VI в.в. Армения была в политической зависимости от Ахеменидов и попадала под влияние персидской культуры, то с распространением эллинизма, она резко обратилась в сторону западной, греческой культуры. Армения не просто была вовлечена в культурный прорыв, она, безусловно, стала одной из стран-первооткрывательниц, благодаря которой сейчас с былым величием вспоминают эллинскую культуру, как колыбель цивилизации. Страна переживала бурный подъем мощи в разных отраслях, на фоне которых духовная культура была слегка помутнена. Именно по этой причине ей приходилось прибегнуть к готовым культурным механизмам, которые бы соответствовали ее, сложившемуся на протяжении столетий культурному и политическому прогрессу. Нужен был мощный стратегический ход в облике новой благородной крови, которая бы способствовала обновлению культуры. Эллинистические же культурные формы были наиболее совершенными и передовыми для того времени. Особенно поспособствовало расцвету в Армении эллинизма - объединение армянских земель, установление власти Аршакидов, сохранение независимости с I в. до н. э по VI в. н. э, а также развитие, становление новых городов и взаимосвязь с другими странами. По мнению исследователей, эллинизм в Армении поддерживался около 5-6 веков, несмотря на то, что сама эпоха эллинизма длилась 3 века. Логично предположить, что когда Ахеменидская власть пала после сокрушительного поражения, которое понес Антиох при Магнезии, этим сразу же воспользовались армянские сатрапы Арташес и Зарэ. В 189 г. до н.э. они объявили себя царями в Великой Армении и Софены соответственно, а в Малой Армении и Коммагене независимыми правителями объявили себя Митридат и Птолемей. Переход от восточной культуры к западной и сохранение эллинистической культуры до самого принятия христианства в 301 году, обоснуется правлением Арташесидов, так как для многих не тайна, что основной ареной процветания и распространения эллинизма в любой стране была культура правящих и господствующих классов; то же самое было и в Армении, когда Аршакиды правили около 5-6 веков и эллинизм был не только культурной, но и политической силой для правящей верхушки. И вот в указанной эволюции основную роль сыграла всплывавшая постепенно из глубины общества на поверхность и утверждавшая свою роль культура народных масс. Деэллинизация культуры с другой стороны была ее демократизацией. Но вклад эллинизма этим вовсе не был ограничен. Он был лишь творчески освоен и органически влился в национальную армянскую культуру.
Итак, эллинизм в Армении представляет собой исторический период с продолжительностью в 6 веков, который делится на два этапа. Учитывая налаживание общественной жизни и взлет культурных и политических реалий, можно за первый этап эллинизма в Армении отметить от ее начала вплоть до нашей эры , а второй этап с I по III в.в. нашей эры. Первый этап истории культуры эллинизма в Армении обусловлен политическим подъемом, влиянием эллинизма на отношение между соседними государствами, экономического и культурного подъема в целом. Второй этап же представляет уже спад эллинизма, так как города теряют свое главенствующее положение в развитии социальной жизни, в стране воцаряется феодализм, переживает упадок также экономическая и культурная связь между областями и внутри страны. Ослабевает также армянская государственность, которая уже не в силах противостоять мощным натискам Рима. В следствии этого, эллинистические традиции ослабевают, и Армения попадает под воздействие римских традиций поздней античности.
Не секрет, что самый известный и почитаемый царь из династии Арташесидов и эпохи эллинизма в Армении является Тигран II, внук Арташеса I, правивший с 95-55 г.г. до н.э. Говоря об армянском эллинизме, нельзя не сказать про большую роль Тиграна Великого в распространении эллинизма в Армении, как и роль Македонского в распространении эллинизма во всем мире.

Совсем скоро, армянский царь, после своего восшествия на престол, вступил в военный и родственный тандем с Митридатом VI, дочь которого - Клеопатра Понтийская, станет женой Тиграна II. Понтийское царство, которым на тот момент правил Митридат VI, на первых порах напоминало скорее восточное, чем эллинистическое государств, но будучи втянутым в эллинистический мир, в ее социально-экономические и политические отношения с другими эллинистическими государствами, Понт также становится частью эллинистического мира.
Уже в начале своего правления Тигран присоединил к своим владениям Софену (Цопк), Атропатену (Атрпатакан), часть запада Мидии и начал носить титул «царь царей». Сразу же после этого, Тигран очень быстро завоевал всю Верхнюю Сирию, а затем часть Киликии и Коммагену. В дальнейшем упорная Финикия также была покорена, а финикийская царица Клеопатра – казнена. В начале правления, Тигран сделал своим центром столицу Селевкидов - Антиохию, однако в 77 г. до н.э. недалеко от озера Ван, в юго-восточной стороне положил первый камень своей новой столицы – Тигранакерта (созданный Тиграном, построенный Тиграном). Греческие историки того времени не переставали восхвалять могущественный стены величественного города, которые были высотой в 25 метра, а в толще стен располагались конюшни. Многие античные авторы воспевали шикарные дворцы и роскошные общественные здания, его театр и царский загородный парк. Новая столица была окрещена стать одним из главных культурных центров востока, стать центром науки, искусства и литературы. Тигран Великий в свою столицу переселил жителей других эллинистических городов Малой Азии и Сирии, да бы разбавить состав своего городского населения и приучить горожан к эллинистической культуре. Великая империя Тиграна простиралась между тремя морями: Понтийским, Каспийским и Средиземноморским. Власти «царя царей» также подчинялись северная Иберия, восточная Парфия и различные южные арабские племена. Однако империя Тиграна, как и империя Александра Македонского простояла недолго, так как представляла собой пеструю смесь народов в едином целом организме, которая была сложена неестественным путем. Народы внутри нее также находились на разных этапах социального и культурного развития.

Когда Тигран отказался выдать своего тестя Митридата Евпатора римлянам, который после поражения от консула Луция Лициния Лукулла  в 70 г. до н.э бежал в Армению, тот же Лукулл в последствии осадил Тигранакерт, а уже в 69 г.до .н.э. разбил Тиграна при реке Никефория и при помощи восставшего не армянского населения Тигранакерта взял столицу.  Совсем скоро, в 68 году до н.э., когда Лукулл попытался взять Арташат, он потерпел поражение, армянскому войску удалось откинуть римлян в Месопотамию  и вернуть Митридата в Понт. Уже в 66 году до н.э. командование над римскими легионами  на Востоке  берет на себя  гениальный государственный деятель и полководец Гней Помпей. Римский полководец сумел направить сына Тиграна против своего же отца, который выставил свои войска против Тиграна. Армянскому царю пришлось бороться не только  с сыном-изменником, но и одновременно отбивать нападения парфян в Месопотамии. Помпей в ночном бою при Никополе разбил Митридата и двинулся против Тиграна, осадив его в Арташате. Тигран вынужден был сложить оружие и заключить с Помпеем мирный договор, который был заключен в том же Арташате в 66 году до н.э.

Внешнеполитической чертой Тиграна Великого также заключалось в том, что он приютил при своем дворе, скрывавшихся от римского натиска представителей эллинистической культуры, такие как Амфикра, изгнанный из Афин ритор и писатель, историк и философ Метродор из Скепсия, основоположник мнемоники (техники запоминания). Это говорит о том, что он высоко почитал и чтил эллинистическое наследие. Подобная политика привела к абсолютному влиянию эллинизма на армянское главенство и знать, которая с удовольствием начинала пожинать плоды эллинистической культуры. Как и сама Армения обстраивается городами и зданиями греческого типа, так и армянская знать постепенно эллинизируется и греческая культура основательно входит в ее быт. Религиозные институты также попадают под влияние эллинизма. Так, воздвигаются многие храмы греческого образца, в храмах устанавливаются статуи божеств, боги армянского пантеона начинают отождествляться с греческими. Широко распространился греческий язык, который служил не только для составления различных документов, но и стал языком нумизматики того времени. На начеканенных монетах в Армении при Тигране Великом и его сыне Артавазде Втором, помимо греческого языка, изображались также греческие мотивы, характерные для греческих монет, а также сам титул царя на греческом как «басилевс»

Греческий в первую очередь служил как язык городов, ремесел и торговли, но хорошо знали его и среди армянской знати.
Однако, все вышеуказанное не дает основания для причисления Армении к исконно эллинистическому миру, основной чертой которого является сплав греческой и местной культуры. Этот процесс в Армении оказался как запоздалым, так и поверхностным, так как эллинизм поразил только правящую верхушку страны, а простое население так и продолжало жить своим бытом и нравами, которые также сохранились со времен персидского ига. Иначе говоря, может дворцы, храмы и города строились на эллинистический манер, но армянский народ свои дома строил на манер своих предков, чьи традиции сформировались за долго до формирования античности.
Итак, не смотря на то, что мы не можем полностью причислить Армению к странам эллинистического мира, мы с уверенностью можем назвать ее носителем богатств и культурных ценностей эпохи эллинизма. Армения, как на протяжении всей своей истории, так и в эпоху эллинизма сохраняла свою самобытность и обычаи, а внешние факторы только помогали стране идти в ногу со временем, оттачивать свою гибкость и наносить незаменимый культурный пласт не только в своей истории, но и в истории всего человечества. В эпоху эллинизма Армению можно представить как страну со своей исконной, армянской душой, но с прекрасными греческими одеяниями, которые создавали образ эллинистической страны и помогали взаимодействию востока и запада.

Тигран Арутюнян

https://www.armmuseum.ru/news-blog/2016/12/26/-780-?rq=%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC