Картина Мартироса Сарьяна «Бойцам-армянам, участникам Великой Отечественной войны»

9 May 2020
487 full reads
631 story viewUnique page visitors
487 read the story to the endThat's 77% of the total page views
1 minute — average reading time

«Бойцам-армянам, участникам Великой Отечественной войны». Эту картину Мартирос Сергеевич Сарьян написал в 1945 году, когда его сын Лазарь, будущий композитор, вернулся с фронта.

Источник: artsdot.com
Источник: artsdot.com
Источник: artsdot.com

Только закончилась Великая Отечественная война, люди радовались и горевали. Радовались великой победе и обнимали вернувшихся домой солдат. Горевали о тех, кто остался на поле боя. Сарьян остро чувствовал создавшееся настроение, он, вероятно, и сам ощущал то же, что и все остальные, — «радость со слезами на глазах».

Май — месяц яркий. Сады, поля и луга стремительно зацветают. В природе утверждается триумф жизни. А май 1945 года — особенный. Оба сына Сарьяна — Саркис и Лазарь — живы. Жена Лусик сияет от гордости за сыновей и по-матерински радуется — они дома. Вся семья в сборе. Радуется и Мартирос Сергеевич. Что ещё может желать для полноты счастья отец, семьянин? Такой, каким был Сарьян?

Он, конечно, хотел бы, чтобы никто не погиб, защищая Родину. Все бы хотели того же. Но вернуть, оживить этих мальчиков, ровесников своего сына, он не может. Он не Бог. Но он — художник.

Подумав, Сарьян идёт в сад, идёт в поле, на луг и набирает 20 букетов — таких же разных, какими были ушедшие на фронт армянские мальчики. Он собирает букеты не раз и не два раза, а множество раз. Возможно, проходит не один месяц после дня Победы, пока букеты собираются им. Но однажды художник приносит в мастерскую все банки, какие только нашлись у Лусик в хозяйстве и наливает в них воду. Он тщательно раскладывает все букеты так, чтобы получился своеобразный многоуровневый мемориал. Часть букетов остаётся за пределами кратины — Сарьян пишет только фрагменты соцветий — так чтобы сохранить ощущение выхода за рамки живописного полотна — там есть жизнь и тайна, которую мы не видим, но о которой догадываемся. А здесь — цветы, фрукты, травы, суккуленты, незрелые плоды граната и даже ветви акации. Настоящее буйство красок, линий, пятен и характеров. Мартирос Сергеевич берет краски, кисть и пишет натюрморт. В память о тех, кто остался на войне, он пишет сорванные цветы жизни. Чтобы мы — видели. Помнили.

Работу эту высоко оценил теоретик искусства, академик Игорь Грабарь.

Справка:

Отец и сын. Мартирос и Лазарь Сарьяны. Фото: google.com
Отец и сын. Мартирос и Лазарь Сарьяны. Фото: google.com
Отец и сын. Мартирос и Лазарь Сарьяны. Фото: google.com

Лазарь, сын Мартироса Сарьяна, был одним из членов «Могучей кучки армянских композиторов» [Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян и Адам Худоян. — Прим. ред.]. В войну командовал пулеметным отделением 7-го зенитно-пулеметного полка ПВО. Воевал на Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. А 16 мая 1943 года при налете вражеской авиации на Курск сбил бомбардировщик «Юнкерс-88». Был награжден медалями «За боевые заслуги», орденами «Красного Знамени», «Красной Звезды». Руководил самодеятельностью полка, играл на баяне, писал песни. Именно в годы войны он стал называть себя Лазарем, ведь родители его нарекли при рождении армянским именем Газарос — в честь деда. С первых дней войны и до самого ее конца Лазарь Сарьян сражался не только оружием, но и тем что больше всего любил — музыкой. Своими песнями он поднимал боевой дух однополчан.

Обложка: artsdot.com