«Португальский Третьяков» — Галуст Гюльбенкян

26 January 2018

Армянский музей Москвы и культуры наций предлагает вашему вниманию историю того, как в одном человеке соединился талант финансиста и промышленника с истинной любовью и уважением к искусству. «То, как на протяжении своей жизни Гюльбенкян использовал своё состояние, и то, как он им распорядился в завещании, демонстрирует его понимание социальной функции богатства и соответствующим ей обязательствам».

Галуст Саркис Гюльбенкян — британский финансист, промышленник и филантроп
Галуст Саркис Гюльбенкян — британский финансист, промышленник и филантроп

Галуст получил блестящее образование. В 1887 году он с отличием окончил Королевский колледж Лондонского университета и получил диплом инженера-нефтяника.

Далее последовала поездка в Баку. Там Гюльбенкян изучал местную нефтяную промышленность. Его исследование по истории разработок и эксплуатации нефтяных ресурсов на Кавказе заинтересовало министра шахт Османской империи. Гюльбенкяну было поручено составить справку о нефтяных месторождениях Месопотамии. Начинается история разработки арабских нефтяных месторождений, активное участие в которой принимал Галуст Гюльбенкян.

Мы же все-таки остановимся на Гюльбенкяне-коллекционере.

Любовь и интерес к искусству и древностям проявились у Гюльбенкяна еще в детстве. Будучи 14-летним подростком, он за 50 пиастров, полученных от отца за успехи в учебе, купил на стамбульском базаре старинные монеты. Впоследствии эти монеты стали основой его богатейшей коллекции греческих монет, считающейся лучшей в мире. 

«Художественное полотно должно быть приятным, занимательным и привлекающим внимание. Да-да, приятным. И без того в жизни достаточно скучных вещей. Мы не должны увеличивать их число», — говорил Гюльбенкян, ставший известнейшим коллекционером мирового масштаба.

В России Гюльбенкян известен прежде всего именно как основной покупатель полотен из коллекции Эрмитажа. В 1929–1934 годах правительство Советского Союза предприняло распродажу полотен музейной коллекции. Хотели провести все это в тайне, но не удалось…

Рембрандт. "Портрет старика"
Рембрандт. "Портрет старика"

Первым покупателем стал Галуст Гюльбенкян, торговавший с Советской Россией нефтью. Советский партийный и государственный деятель Георгий Пятаков задолго до этой «акции» предлагал ему купить полотна. Коллекционер согласился и даже направил свой список, куда входили «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса. В итоге сделка не состоялась, и картины остались в Эрмитаже. 

В 1930 году идею снова стали воплощать в жизнь. Вернулись к Гюльбенкяну. Анастас Микоян, бывший тогда наркомом внешней торговли, был хорошо знакомым с Гюльбенкяном. Коллекционер приобрел ряд картин. Состоялись три сделки. Он купил 51 эрмитажный экспонат за 278 900 фунтов.

Сторона продавца оказалась не довольна сделкой. Да и сам Гюльбенкян испытывал похожие чувства. Об этом говорит его письмо-меморандум.

Дирк Боутс. «Благовещение»
Дирк Боутс. «Благовещение»

Гюльбенкян, «Меморандум» Пятакову, 17 июля 1930 года:

«Вы, вероятно, помните, что я всегда рекомендовал Вам и продолжаю советовать Вашим представителям не продавать Ваши музейные ценности, ну а если Вы все же собираетесь продавать их, то отдать мне предпочтение при равенстве цены, и просил держать меня в курсе того, что Вы намереваетесь продать.

В публике уже много говорят об этих продажах, которые, по моему мнению, наносят огромный ущерб Вашему престижу… Возможно, что в некоторых случаях в Америке Вам и удастся добиться более высоких цен, нежели предлагаемые мною. Однако невыгодность сделок, совершенных таким образом, настолько значительна с точки зрения престижа, пропаганды и огласки, что мне приходится лишь удивляться, что Вы все же идете на них. Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьезнейшего диагноза».

Большинство эрмитажных приобретений Гюльбенкяна хранятся в музее его имени — Музей Галуста Гюльбенкяна. Среди них — «Портрет Елены Фоурмен» Рубенса, «Портрет старика» Рембрандта, «Благовещение» Боутса, скульптура Гудона.

Находится музей в столице Португалии Лиссабоне. Он хранит коллекцию европейского изобразительного искусства, ряда памятников восточного и античного искусства. Все собрано Гюльбенкяном. Всего в музее хранятся около 6000 произведений искусства.

Открытие музея состоялось 2 октября 1969 года согласно завещанию миллиардера, субсидируется он фондом его имени.

В экспозиции музея особый интерес представляет коллекция столового серебра последнего российского императора, включающая приборы от маленьких рюмок и десертных ложек до огромных супниц с двуглавым орлом, скипетром и державой.

Галуст Гюльбенкян никогда не забывал о своей исторической родине. Многие его действия и предприятия свидетельствовали об этом:

— в память своих родителей возвел в Лондоне армянскую церковь Сурб Минас;

— выделил 400 000 долларов на восстановление Первопрестольного Св. Эчмиадзина;

— построил Библиотеку армянской патриархии в Иерусалиме;

— с его помощью и на его пожертвования строились и открывались армянские школы и больницы в Турции, Ливане, Сирии, Ираке, Иордании, были построены армянские церкви на Среднем Востоке, в Ираке и Ливане, церкви в Триполи, Багдаде, Киркуке.

После смерти Гюльбенкяна в соответствии с его завещанием был создан благотворительный фонд «Галуст Гюльбенкян». В 1988–1989 годах фонд выделил для помощи пострадавшим от землетрясения в Армении свыше миллиона долларов (помимо средств Армянского отделения в составе фонда).

Спустя 20 лет после смерти Галуста Гюльбенкяна о нем напишут в Португалии:

 «То, как на протяжении своей жизни Гюльбенкян использовал свое состояние, и то, как он им распорядился в завещании, демонстрирует его понимание социальной функции богатства и соответствующим ей обязательствам».

Рипсиме Галстян

Ссылка на статью