К 130-летию Чарли Чаплина. Как устроен юмор в первых корометражках артиста

ART1 продолжает рубрику «Ретропоказ», посвященную нестареющей классике.

Более века спустя фильмы Чарли Чаплина все еще вызывают бурю положительных эмоций и смех зрителя. Талант этого человека сложно переоценить: Чаплин перевернул представление о немом кино. Он был актером, режиссером и автором сценариев большинства фильмов с собственным участием. С 1916 года он стал самостоятельно продюсировать свои картины, а с 1918-го даже писал к ним музыку. В 1972 году Чаплин получил «Оскар» за бесценный вклад в то, что «в этом веке кинематограф стал искусством».

К 130-летию артиста АRТ1 пересмотрел три наиболее значимые в карьере Чарли Чаплина короткометражные комедии, попытался разобраться в структуре юмора немого кино начала XX века и понял, что это сравнимо с попыткой договориться с коровой или прикинуться лампой.

Творчество Чаплина рассчитано на широкую аудиторию: его юмор понятен всем без исключения — и взрослым, и детям. И пускай сейчас некоторые подобные комедийные ходы выглядят примитивно, но они как минимум вызывают улыбку. Простые сюжеты без лишней смысловой нагрузки, впрочем, гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. «Комедия — серьезный предмет, хотя его и нельзя воспринимать серьезно. Это звучит как парадокс, но им не является», — говорил сам Чаплин.

Известный каждому образ бродяги в котелке прочно закрепился за стариной Чаплином. Образ бродяги – это трагикомедия, которая имеет свою историю. Рождение персонажа произошло случайно. Кинопродюсер Мак Сеннет попросил Чарли как-нибудь загримироваться. В полной растерянности Чаплин выбрал широченные штаны, непомерно большие башмаки, котелок, который был явно маловат и трость, чтобы сделать противоречие в костюме абсолютным.

Сеннет считал Чарли слишком молодым, поэтому тот решил наклеить себе маленькие усики для придания возраста. Так произошло рождение персонажа. Облик Бродяги получился действительно противоречивым — он одновременно и бездомный, и не потерявший манер джентльмен. Несмотря на заимствованные у других комиков отдельные элементы гардероба, Чаплину удалось создать уникальный образ, который до сих пор является одним из самых знаменитых образов мирового кино.

«Бродяга» / The Tramp, 1915

Комичная история о том, как Бродяга противостоит хулиганам и помогает дочери фермера. Взамен на благодарность девушка помогает герою устроиться на работу сельским разнорабочим. Ничего не умеющий делать Бродяга попадает в нелепые ситуации. Битье тяжелыми предметами, пинки под зад, неловкие «диалоги» с коровой. Несмотря на неудачи, герой не идет на поводу у хулиганов и до последнего остается джентльменом. Казалось бы, девушка покорена рыцарскими подвигами, но это не так. Ошибочно приняв доброту за чистую любовь, расстроенный Бродяга покидает фермерский дом и неспешно удаляется в закат. Драма, впрочем, сменяется другим настроением и уже через мгновение герой беззаботно продолжает свой путь. Данная картина имеет весьма размытое начало и открытый конец. Назвать ее серьезной не повернется язык, смешной тоже. Это простая история, которая отлично подходит для первого знакомства с творчеством Чарльза Чаплина.

«Тихая улица» / Easy Street, 1917

Более личная короткометражка вдохновлена собственными воспоминаниями Чаплина. Здесь изображена улица детства маленького Чарли, где правили хулиганство, бедность, алкоголизм и домашнее насилие. Иронично названная «тихой», улица, разумеется, таковой не является. Огромный хулиган терроризирует улицу, а полиция не в силах ему противостоять. Терзаемый сомнениями Бродяга Чарли предлагает властям свои услуги. И становится тем, от кого постоянно убегал — полицейским. Казалось бы, серьезность профессии идет вразрез с образом Бродяги, но неловкий бродяга-полицейский не должен вызывать недоумения. Представители закона в картинах Чаплина – это одна из основных моделей для высмеивания. Зрителю представлены все те же нелепые и абсурдные ситуации и все тот же простенький юмор. Однако эта картина уже более продуманная, имеет логичное окончание и закрытый финал.

«Искатель приключений» / The Adventurer, 1917

Здесь Чаплин выступает на обратной стороне закона. Теперь он заключенный, сбежавший с каторги. История начинается с утреннего купания, а заканчивается суматохой в доме. К третьей короткометражке то ли больше проникаешься и начинаешь понимать немую комедию, то ли она действительно становится на уровень выше и гораздо смешнее предыдущих. Да, это все те же знакомые ходы (пинки под зад; еда, спрятанная в карманах), но обыгранные по-новому. Шутки становятся более структурированными и не ограничиваются одним лишь заходом, а уже имеют неожиданную кульминацию. Двухслойная структура шуток вывела эту комедию на новый уровень. Это самостоятельный фильм, который выгодно выделяется на фоне ранних работ Чарльза Чаплина.

Текст: Юлия Салихова