9 картин самого неравнодушного к кошкам художника-импрессиониста

"Кошки — единственные женщины, о которых стоит говорить. Их всего веселее писать", - считал этот художник

Часто и с удовольствием пускал котиков на свои картины (и на руки - к героям своих портретов) Пьер Огюст Ренуар.

Жан Ренуар, сын художника, ставший знаменитым кинорежиссёром, оскаровским лауреатом, в своей книге воспоминаний об отце неоднократно заводит речь о кошках. Конечно, эта любовь к кошкам у Огюста Ренуара ещё из детства:

После первого причастия Ренуар стал яростно рисовать. Бумаги было не так-то много, и он рисовал мелом на полу. Дед был недоволен, обнаруживая исчезновение мела, но одобрял фигурки, которыми его сын покрывал полы квартиры. Маргерит Мерле с ним соглашалась и однажды подарила сыну тетради и карандаши. «Из Огюста выйдет толк. У него есть глаз». Более всего Огюст любил делать портреты. Родители, братья и сестра, соседи, их кошки и собаки — он рисовал всех и вся, как делал потом всю жизнь. Ренуар уже тогда считал мир и его обитателей кладезем «мотивов».

Одним из любимых мотивов Ренуара станут портреты девушек с кошками:

Девушка с кошкой. 1875. Национальная галерея искусств в Вашингтоне
Девушка с кошкой. 1875. Национальная галерея искусств в Вашингтоне

Спящая девушка с кошкой. 1880. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Вильямстаут (США). Ниже - фрагмент этой картины.
Спящая девушка с кошкой. 1880. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Вильямстаут (США). Ниже - фрагмент этой картины.

Молодая девушка с котом (Алин Шариго). 1881. Частная коллекция
Молодая девушка с котом (Алин Шариго). 1881. Частная коллекция

А вот Жан Ренуар цитирует слова отца - о кошках и других животных (у Огюста Ренуара было отменное чувство юмора!):

"Кошки — единственные женщины, о которых стоит говорить. Их всего веселее писать. Впрочем, я вспоминаю дебелую козу — это была великолепная особа! Мне доставляли немало удовольствия китайские собачонки. Они восхитительны, когда потягиваются". Отец любил сравнивать человеческие существа с животными. "Дарвин ничего в этом не смыслил. Почему говорить только об обезьянах? Имярек (он называл крупного торговца картинами), несомненно, происходит от обезьяны. Но среди предков Виктора Гюго безусловно фигурирует жеребец. А как много женщин,похожих на гусынь!.. Что не мешает им быть очаровательными.Гусыня — это ведь такая прелесть!"
Мальчик с кошкой. 1868. Музей Орсэ, Париж
Мальчик с кошкой. 1868. Музей Орсэ, Париж

Это одна из самых загадочных и необычных картин Ренуара: личность мальчика неизвестна, никаких намеков на то, что это кто-то из героев древней мифологии нет (если только не считать таким намёком наготу), а взгляд у главного героя, между тем, многозначительный... Единственное, что искусствоведы способны толковать в этой картине, - сама живопись. И особенно холодная цветовая гамма: по ней очень заметно, что Ренуар уже подружился с Гюставом Курбе и Эдуаром Мане и попал под их художественное влияние.

Теперь перейдём к тем, кто позировал Ренуару с кошками и чьи имена нам точно известны:

Жюли Мане с кошкой. 1887. Музей Орсэ, Париж
Жюли Мане с кошкой. 1887. Музей Орсэ, Париж

И это вовсе не дочка упомянутого выше Эдуара Мане. Жюли - дочка художницы-импрессионистки Берты Моризо: у неё был платонический роман с Эдуаром Мане, но художник был женат, а Берта была девушкой из приличной семьи. В итоге Моризо вышла замуж за брата Эдуара, Эжена Мане: вот их дочку и написал Ренуар.

Материнство. 1886. Музей изящных искусств, Сент-Питерсберг (Флорида)
Материнство. 1886. Музей изящных искусств, Сент-Питерсберг (Флорида)

А это Алин Шариго (любимая натурщица и будущая жена Ренуара) с их первым сыном Пьером: они сначала произведут на свет первенца, а потом, через пять лет, поженятся и родят Пьеру младших братьев - Жана (знаменитого режиссёра, чьи воспоминания мы цитируем в этом материале) и Клода . Пьер Ренуар тоже свяжет свою жизнь с кино - станет актёром, будет сниматься в фильмах брата, а Клод станет ассистентом режиссёра (и тоже будет сотрудничать с Жаном Ренуаром).

Огюст Ренуар изображает собственную семью так, будто перед ним мадонна с младенцем: и кошка здесь более чем уместна - ещё мастера Возрождения помещали её на картины со святым семейством как символ плодовитости.

Ренуару нравились женщины, похожие на кошек, с повадками кошек - и его жена Алин Шариго была в этом смысле совершенством. «Её хотелось почесать ей за ушами!» - говорил о жене Ренуар.

Из воспоминаний Жана Ренуара об отце:

Ренуар недоверчиво смотрел на людей, не пьющих вина: «Они скрытые пьяницы». О тех, кто не курит, он говорил: «У них какой-нибудь тайный порок». Моя мать была лакомкой, как «кошка». Ренуар утверждал, что она таким образом отдает свою дань Церере и Бахусу. Он не верил, что греческие боги навсегда ушли из мира.
Мать и дитя.  Ок. 1895. Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско. Режиссёр Жан Ренуар родился в 1894-м - скорее всего, на этой картине он.
Мать и дитя. Ок. 1895. Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско. Режиссёр Жан Ренуар родился в 1894-м - скорее всего, на этой картине он.

А иногда Ренуар писал кошек просто так - без повода и без человеческой компании:

Цветы и кошки. 1881. Частная коллекция. Ниже - фрагмент этой картины с главными героями.
Цветы и кошки. 1881. Частная коллекция. Ниже - фрагмент этой картины с главными героями.

Спящая кошка. 1862. Частная коллекция
Спящая кошка. 1862. Частная коллекция

Подписывайтесь на канал "Арт с котом"!