Картины самого скрытного коллекционера оцифровали и разрешили скачивать

Рассказываем историю Альфреда Барнса - коллекционера со сложным характером. И ищем котиков и кошачьих в его собрании

Многие музеи уже оцифровали свои коллекции и разрешили скачивать репродукции, в этом давно нет ничего удивительного. Теперь это сделал и Фонд Барнса (Филадельфия, США) – и это событие.

Дело в том, что до недавнего времени коллекция, собранная доктором Альбертом Барнсом, была скрыта от публики: до 1995 года было запрещено делать цветные фотографии шедевров, в 2012-м репродукции появились на сайте, но они были крошечными, долгое время даже попасть на экскурсию и увидеть все своими глазами было затруднительно. Из-за того, что сотни шедевров были скрыты от публики и ученых, с фондом неоднократно судились.

Фонд Барса обладает самой крупной в мире коллекций Ренуара – 181 произведение! В собрании также много Сезанна (69 работ), Матисса (59), Пикассо (46), Хаима Сутина (21), Анри Руссо (18), Модильяни (16), Дега (11), Ван Гога (7). Альберт Барнс больше всего интересовался творчеством импрессионистов и постимпрессионистов, но в его собрании можно встретить также работы старых мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства. На данный момент на сайте Фонда Барнса опубликован 2081 объект (всего в коллекции - 4021).

Мы выбрали несколько работ с котиками и кошачьими из собрания фонда. Пока вы будете их рассматривать - расскажем о том, кто такой Альберт Барнс и почему он не хотел никому показывать свои сокровища.

Рейнский Мастер. Святые Иоанн Креститель и Иероним. Ок. 1475–1480. Дерево, масло, золото, 45 х 26 см.
Рейнский Мастер. Святые Иоанн Креститель и Иероним. Ок. 1475–1480. Дерево, масло, золото, 45 х 26 см.

Почему святой Иероним часто изображается в компании льва (безобидного и с занозой в лапке) – рассказываем здесь.

Большинство изображений на сайте Фонда Барнса доступны для скачивания  в размере, который позволяет рассмотреть хоть кисточку на хвосте у льва (фрагмент картины «Святые Иоанн Креститель и Иероним»).
Большинство изображений на сайте Фонда Барнса доступны для скачивания в размере, который позволяет рассмотреть хоть кисточку на хвосте у льва (фрагмент картины «Святые Иоанн Креститель и Иероним»).

Альберт Барнс (1872 - 1951) – врач. Вместе с Германом Хиллем он изобрел аргирол - антисептик, который использовался для лечения гонореи. На его продаже Барнс и разбогател. Но откуда у сына мясника интерес к живописи? Интерес этот не от отца, а от школьного друга – известного художника Уильяма Глакенса.

Барнс скупал в Европе картины вовсе не для того, чтобы спрятать их у себя в поместье и никому никогда не показывать. Он верил в важность образования для демократического общества и развивал свой фонд как образовательный центр, в котором учат искусству смотреть на картины: Барнс сам разработал программу, нанял преподавателей, открыл свою коллекцию для студентов. Но не для всех желающих. И причина не только в том, что у коллекционера был сложный характер. Его обидели. Дважды.

Однажды Барнс поддался на уговоры и дал 65 своих шедевров на выставку в Филадельфийскую художественную академию. Пресса выставку разгромила. Ее отрецензировали не только критики, но и психиатры, наставившие диагнозов и Барнсу, и художникам, которых он собирает: особенно «нездоровым» всем показалось творчество Хаима Сутина.

Это было в 1923-м. Барнс больше не устраивал выставок. Посмотреть коллекцию можно было только по его личному разрешению. Он чаще всего отказывал. Отказы подписывал именем своей собаки.

В 1942 году Барнс снова дал слабину - позволил сфотографировать некоторые работы для публикации в Saturday Evening Post. Их напечатали в цвете – и Барнсу очень не понравилось: слишком яркие цвета, слишком примитивная печать - шедевры искажены. С тех пор действовал запрет на цветные снимки произведений из собрания Барнса: его нарушили только в 1995-м, когда с цветными репродукциями вышел альбом «Великие французские картины из Фонда Барнса: импрессионисты, постимпрессионисты и ранний модерн». Да, формально теперь, когда мы можем посмотреть, скачать, воспроизвести картины из коллекции Барнса, воля коллекционера нарушена. Но ведь он, устанавливая свои запреты, не знал о возможностях техники и технологий 21-го века.

Анри Руссо. Дозорные, атакованные тигром. 1904. Холст, масло. 122 х 162 см.
Анри Руссо. Дозорные, атакованные тигром. 1904. Холст, масло. 122 х 162 см.

Фрагмент картины Руссо.
Фрагмент картины Руссо.

Еще один запрет, отраженный в завещании Барнса и действующий до сих пор, касается развески произведений в залах: Барнс развесил все сам и запретил менять что-либо. В 2012-м году фонд переехал в новое здание – архитекторы воспроизвели в нем все комнаты старого, а хранители коллекции развесили все точно так же, как было при Барнсе.

Альфред Барнс называл свои развески «ансамблями» - он размещал картины по одному ему известному принципу, выявляя визуальные созвучия: «Игроки в карты» Сезанна у него соседствуют с дверными петлями 18-го века, а картина Анри Руссо, написанная в начале 20-го века, - с портретами кисти Тинторетто и Курбе. Барнс не собирает в одном месте всех французов, или всех импрессионистов, или все картины одного художника – он смешивает и взбалтывает. Чтобы оценить еще и эту грань деятельности коллекционера, теперь на сайте каждая репродукция сопровождается фотографией из зала, в котором размещена, и подборкой всех картин, с которыми она в этом зале обитает.

Картина Анри Руссо в окружении портретов – слева мужской портрет кисти Тинторетто, справа – женский кисти Гюстава Курбе.
Картина Анри Руссо в окружении портретов – слева мужской портрет кисти Тинторетто, справа – женский кисти Гюстава Курбе.

Слева – Альфред Барнс в одном из залов своего фонда. На фоне «Игроков в карты» Сезанна и «Натурщиц» Жоржа Сёра. Слева – этот же зал, с этой же развеской картин в новом здании фонда, открывшемся в 2012 году - через 60 лет после смерти Альфреда Барнса.
Слева – Альфред Барнс в одном из залов своего фонда. На фоне «Игроков в карты» Сезанна и «Натурщиц» Жоржа Сёра. Слева – этот же зал, с этой же развеской картин в новом здании фонда, открывшемся в 2012 году - через 60 лет после смерти Альфреда Барнса.

Неизвестный корейский художник. Мудрец с тигром. 16-й век. Чернила, пигменты, ткань. 85 х 50 см.
Неизвестный корейский художник. Мудрец с тигром. 16-й век. Чернила, пигменты, ткань. 85 х 50 см.

"Мудрец с тигром". Фрагмент.
"Мудрец с тигром". Фрагмент.

"Мудрец" соседствует с двумя пейзажам и купальщицей Ренуара (все справа от него).
"Мудрец" соседствует с двумя пейзажам и купальщицей Ренуара (все справа от него).

И еще несколько котиков из коллекции Альфреда Барнса, который не был котиком:)

Цю Ин. Две молодые женщины за ширмой и кот с кошкой. Конец 19-го века. Чернила, пигменты, шелк. 28 х 19 см.
Цю Ин. Две молодые женщины за ширмой и кот с кошкой. Конец 19-го века. Чернила, пигменты, шелк. 28 х 19 см.

Фрагмент работы Цю Ина.
Фрагмент работы Цю Ина.

Неизвестный художник. Без названия. Конец 19-го века. Чернила, пигменты, шелк. 25 х 22 см.
Неизвестный художник. Без названия. Конец 19-го века. Чернила, пигменты, шелк. 25 х 22 см.

 Жан Симеон Шарден. Прачка. 1730-е. Масло, дерево. 39 х 44 см.
Жан Симеон Шарден. Прачка. 1730-е. Масло, дерево. 39 х 44 см.

Фрагмент картины Шардена.
Фрагмент картины Шардена.

Иллюстрации: barnesfoundation.org

Еще больше котиков – в Telegram-канале «Арт с котом» и на странице ВКонтакте. Присоединяйтесь – котики будут рады!:)