Умел ли Пабло Пикассо рисовать котиков

Решать вам - мы просто покажем вам картины Пикассо с котиками (а у него много таких)

Начнём с того, что у Пикассо есть целая серия картин, на которых обнажённые женщины играют с котиками.

Лежащая обнажённая с кошкой. 1964
Лежащая обнажённая с кошкой. 1964

Кошек и собак художники часто изображают рядом с обнажёнными красавицами. И если собаки в таком контексте символизируют верность, преданность и как бы возвышают картину, делают её невинной, несмотря на наготу (вспомните "Венеру Урбинскую" Тициана), то котики - это символ сексуальности.

Обнаженная женщина, играющая с кошкой. 1964
Обнаженная женщина, играющая с кошкой. 1964
Лежащая обнаженная, играющая с кошкой. 1964
Лежащая обнаженная, играющая с кошкой. 1964
Лежащая женщина играет с кошкой. 1964. Фонд Бейлера, Базель
Лежащая женщина играет с кошкой. 1964. Фонд Бейлера, Базель

Все эти картины созданы в 1964-м. На них - Жаклин Рок, вторая официальная жена Пикассо и последняя из его многочисленных возлюбленных. Он написал более 400 её портретов!

Лежащая обнаженная, играющая с кошкой. 1964
Лежащая обнаженная, играющая с кошкой. 1964

И на других портретах - где Жаклин сидит и одета - Пикассо тоже изображал её с кошкой:

Слева: Жаклин, сидящая в кресле, 1964. Справа: Женщина с котом, сидящая в кресле, 1964
Слева: Жаклин, сидящая в кресле, 1964. Справа: Женщина с котом, сидящая в кресле, 1964

Для сравнения - фотографии Жаклин Рок:

А эта сидящая женщина с кошкой - другая знаменитая возлюбленная Пикассо, Дора Маар:

Картина  «Дора Маар с кошкой» (1941) в 2006 году ушла с аукциона "Сотби" за 95,2 миллиона долларов - она до сих пор числится в списке самых дорогих.
Картина «Дора Маар с кошкой» (1941) в 2006 году ушла с аукциона "Сотби" за 95,2 миллиона долларов - она до сих пор числится в списке самых дорогих.

У Доры Мары был непростой характер и непростые отношения с Пикассо. На этой картине она выглядит восседающей на троне колдуньей, так что кошка на её плече - вполне гармоничный аксессуар. Сам же Пикассо говорил, что темперамент Доры напоминал ему темперамент афганской кошки.

А вот Дора Маар с кошкой на руках - и на фоне своих портретов работы Пикассо:

Я терпеть не могу породистых кошечек, которые мурлычут на подушке в гостиной. Мне нравятся одичавшие кошки, которые охотятся за птицами, носятся по улицам как угорелые, тащат все, что ни попадя. Они смотрят на вас дикими глазами и того и гляди вцепятся вам в физиономию. А вы заметили, что кошки, живущие на воле, почти всегда брюхаты? Это вполне естественно: ведь они только о любви и думают. ПАБЛО ПИКАССО

А эти хищные кошки с добычей написаны в 1939-м.

Кошка, поймавшая птицу. 1939. Музей Пикассо в Париже. Чтобы кошачья шерсть выглядела грязной (не милой и пушистой), художник добавил в краску песок.
Кошка, поймавшая птицу. 1939. Музей Пикассо в Париже. Чтобы кошачья шерсть выглядела грязной (не милой и пушистой), художник добавил в краску песок.

В глаза бросаются острые зубы, острые когти, кровавые раны на телах птиц. Исследователи творчества Пикассо считают, что эти кошки передают мысли художника о Гражданской войне в Испании и предчувствие кошмаров Второй Мировой.

Кошка, пожирающая птицу. 1939. Частная коллекция
Кошка, пожирающая птицу. 1939. Частная коллекция

Сам же Пикассо однажды сказал вот что: "Я не писал войну, потому что я не отношусь к тому типу художников, которые рисуют то, что видят, как фотографы. Но, несомненно, война присутствует на картинах, которые я писал в то время. Позднее историки, возможно, расскажут о том, как мои работы изменились под влиянием войны".

Ещё одна кошачья мини-серия в исполнении Пикассо: коты и омары.

Кот и омар. 1965. Фонд Бейлера
Кот и омар. 1965. Фонд Бейлера

Эти картины - игра с классикой. Натюрморты, на которых смешные коты хищно крадутся к разнообразным морепродуктам, писали ещё старые мастера - голландские, фламандские, французские (особенно хороши картины Шардена с котами).

Кот и омар. 1965. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Кот и омар. 1965. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

В исполнении Пикассо этот сюжет поражает одновременно наивным, в стиле детского рисунка, исполнением - и недетскими динамикой, напором. Юмористический сюжет он превращает в настоящую схватку: у Пикассо опасными и хищными выглядят оба героя - и кот, и омар.

Кот и омар на пляже. Частная коллекция.
Кот и омар на пляже. Частная коллекция.

А теперь вернёмся к тому, с чего начинали: женщины и кошки. Только Жаклин Рок с кошками Пикассо писал в конце жизни, а эти картины - ранние: кошки как объект изображения интересовали Пикассо на протяжении всей жизни. Менялись женщины, творческая манера, города - а кошки оставались на его картинах.

Женщина с кошкой. 1900. Частная коллекция. В 1900-м Пабло Пикассо 19 лет.
Женщина с кошкой. 1900. Частная коллекция. В 1900-м Пабло Пикассо 19 лет.
Сумасшедшая с кошками. 1901. Институт искусств, Чикаго Пикассо ещё не изобрёл кубизм - он пока экспериментирует с импрессионизмом.
Сумасшедшая с кошками. 1901. Институт искусств, Чикаго Пикассо ещё не изобрёл кубизм - он пока экспериментирует с импрессионизмом.
Бог — такой же художник, как другие художники. Он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля, но он придерживается новых идей. ПАБЛО ПИКАССО