1988 subscribers

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

539 full reads
917 story viewsUnique page visitors
539 read the story to the endThat's 59% of the total page views
5 minutes — average reading time
Питер Пурбюс "Портрет Яна ван Эйеверве", 1551. Музей Грунинге, Брюгге.
Питер Пурбюс "Портрет Яна ван Эйеверве", 1551. Музей Грунинге, Брюгге.

Как вы думаете, что объединяет "Портрет Яна ван Эйеверве" (1551) кисти Питера Пурбюса и Алтарь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова (1485-1490) кисти Ханса Мемлинга?

Ханс Мемлинг. Алтарь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, 1485-1490. Госпиталь святого Иоанна, Брюгге.
Ханс Мемлинг. Алтарь Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, 1485-1490. Госпиталь святого Иоанна, Брюгге.

Ответ: то, что они оба фламандские живописцы из Северного Возрождения не принимается. 😂

Раз, два, три, четыре, пять - ПОДЪЕМНЫЙ КРАН.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Не удивляйтесь. Во-первых, это Северное Возрождение, а в нем всегда много всего неожиданного. Во-вторых, это Возрожение, когда человек стал мерилом всех вещей, а значит и мир, окружающий этого человека больше нельзя трактовать как символ, его нужно видеть как реальность. Более того, реальность, современную именно этому человеку. (ренессансный реализм).

А из окна дома преуспевающего торговца вином Яна ван Эйеверве как раз открывался вид на этот огромный кран, с помощью которого выгружали товары с судов, приплы­вавших по каналам с моря (благосостояние Брюгге зиждилось на торговле, а площадь, на которой это чудо техники располагалось, до сих пор носит название "площадь Крана").

Из келий двух Иоаннов, если бы они у них были конечно, вид открывался бы совсем другой. Но, повторюсь, это Возрождение, а значит и Священная История будет трактоваться как событие человеческой жизни, происходящее здесь и сейчас. Поэтому сюжет будет помещен в реальную обстановку. Мемлин, как и любой другой художник эпохи Возрождения, смотрит именно в свой мир, в свою реальность.

Более того, на подъемном кране сидит журавль. Но не стоит искать тут скрытых смыслов, усложнения ни к чему (искусство Северного Возрождения и так богато на всякие дополнительные содержательные моменты) - это просто юмор, т.е игра слов. Дело в том, что слова "кран" и "журавль" на нидерландском пишутся одинаково - kraan. И никакой мистики.😁

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Это история была про то, что на искусство необходимо смотреть больше 5 минут, а еще желательно внимательно его разглядывать, дотошно (но не до тошноты😅) - смотри и прозреешь.😂

Поверьте, это очень радостное чувство - вдруг обнаружить там, в самом дальнем углу картины, какую-то совершенно неожиданную деталь.

Игрушечную колыбель в руках женщины, например ("Дева среди дев", мастер легенды св. Луции).

Мастер легенды святой Луции "Дева среди дев", конец XV века. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель (неизвест­ный фламандский художник конца XV - начала XVI века. Псевдоним дан ему по алтарю со сценами из жизни святой Луции, сделан­ному для церкви Святого Иакова в Брюгге).
Мастер легенды святой Луции "Дева среди дев", конец XV века. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель (неизвест­ный фламандский художник конца XV - начала XVI века. Псевдоним дан ему по алтарю со сценами из жизни святой Луции, сделан­ному для церкви Святого Иакова в Брюгге).

Это атрибут св. Христины. Согласно ее житию, орудием одной из пыток девы именно была раскаленная железная колыбель, наполненная кипящим маслом. Ни эта, ни многие другие казни не погубили девушку - палачам удалось убить ее только с помощью стрел, поэтому у святой Христины два атрибута. Стрела и маленькая колыбелька.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Или книжку за решеткой, которую листает некий мужчина в зеленом дублете и красном капюшоне там, аккурат в глубине бокового нефа храма (Алтарь семи таинств, Рогир ван дер Вейден).

Рогир ван дер Вейден. Алтарь семи таинств, 1445–1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
Рогир ван дер Вейден. Алтарь семи таинств, 1445–1450. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

С XIII века католические священники запирали под замок молитвословы (псалтыри и бревиарии), по кото­рым можно было следить за ходом мессы и чтением евангельских отрывков - т.е читать их можно, с собой унести нельзя (то для бедных, у богатых были свои собственные - если присмотреться, то можно найти даму с таким молитвенником в руках).

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Или в сцене Благовещения Робера Кампена найти крохотный листок с изображением св. Христофора.

Предположительно Робер Кампен "Благовещение", ок. 1415–1425. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Предположительно Робер Кампен "Благовещение", ок. 1415–1425. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Потому что святой Христофор несет на плечах младенца Иисуса, так же как Дева Мария после получения от архангела благой вести понесет младенца Христа в своей утробе.

Таких примеров масса и найти их сравнимо с чувством выполненного долга 😂 - торжеством первооткрывателя. Вы есть Колумб, а, найденные вами, ноги Икара с картины "Падение Икара" Питера Брейгеля есть Америка.

А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?
А все ли мы ВИДИМ, когда смотрим?

Придумывали художники эти дополнительные подробности не только из-за въедливого взгляда в свой мир, но чтобы усилить удовольствие заказчика от просмотра картины. Все-таки Колумбом быть приятно.