2714 subscribers

Ее зовут ИЗАБЕЛЬ РОСТОРН.

153 full reads
Фото Изабель Росторн из студии Бэкона, 1965 год. Дублинская городская галерея, фотография Хью Лейна.
Фото Изабель Росторн из студии Бэкона, 1965 год. Дублинская городская галерея, фотография Хью Лейна.

А еще Изабель Ламберт, Изабель Делмер и Изабель Николас (нет, нет, никаких шпионских игр, просто она была замужем 3 раза).

И была единственной женщиной, с которой у Френсиса Бэкона были близкие отношения.

Это если верить словам художника. Однозначно одно - дружили они долго, а вина выпили еще больше (он написал 22 ее портрета и по количеству повторяющихся, навязчивых изображений одного и того же персонажа, которые так любил Бэкон, с ней может конкурировать разве что Папа Иннокентий Х).

Фрэнсис Бэкон "Три этюда для портрета Изабель Роусторн", 1965. Поместье Фрэнсиса Бэкона, Лондон. / правая картина триптиха - фото Изабель.
Фрэнсис Бэкон "Три этюда для портрета Изабель Роусторн", 1965. Поместье Фрэнсиса Бэкона, Лондон. / правая картина триптиха - фото Изабель.
Фрэнсис Бэкон "Три этюда для портрета Изабель Роусторн", 1965. Поместье Фрэнсиса Бэкона, Лондон. / центральная картина триптиха - фото Изабель.
Фрэнсис Бэкон "Три этюда для портрета Изабель Роусторн", 1965. Поместье Фрэнсиса Бэкона, Лондон. / центральная картина триптиха - фото Изабель.
Фрэнсис Бэкон "Портрет Изабеллы Роусторн, стоящей на улице в Сохо", 1967. Новая национальная галерея, Берлин. / фото Изабель.
Фрэнсис Бэкон "Портрет Изабеллы Роусторн, стоящей на улице в Сохо", 1967. Новая национальная галерея, Берлин. / фото Изабель.

Более того, с 1949 года они вместе участвуют в групповых выставках, предъявляя миру искусства новый опыт фигуративности. Они оба будут препарировать плоть (живопись как грубое хирургическое вмешательство). Правда, Бэкон будет делать это жестче, неистовее. Бэкон - это болезненная агония. А Изабель так, легкие предсмертные конвульсии.

Изабель Росторн "Бабуин и ребенок", 1964. Галерея Тейт, Лондон.
Изабель Росторн "Бабуин и ребенок", 1964. Галерея Тейт, Лондон.
Изабель Росторн "Алан Росторн", 1966. Национальная портретная галерея, Лондон.
Изабель Росторн "Алан Росторн", 1966. Национальная портретная галерея, Лондон.

Френсис Бэкон, кстати, стал единственным из друзей Росторн (и возлюбленных), кто ее пережил - он умер спустя несколько месяцев после смерти этой необычной женщины.

Женщины, которая дружила (и спала) практически со всеми гениями эпохи. Ей были увлечены философ и писатель Жорж Батай, композитор Рене Лейбовиц, художники Джейкоб Эпштейн, Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Андре Дерен... (и, конечно, они все тоже писали ее портреты).

А современники говорили, что когда Изабель входила в кафе, посетители переставали жевать, а их вилки повисали в воздухе, пока она не находила места и не усаживалась за стол.

Изабель Росторн была воплощением богемной жизни парижского Монпарнаса и лондонского Сохо - "высокой, гибкой, великолепно сложенной и двигалась с ловкостью хищной кошки. Что-то экзотическое, выдающее неясное происхождение, было в ее полных губах, высоких скулах, раскосых глазах под тяжелыми веками… В ней была жестокая животная уверенность в том, что ей позволено делать все, что угодно" (из воспоминаний Джеймса Лорда, биографа Джакометти).

Она родилась Лондоне, детство провела в Ливерпуле, долгое время жила в Париже и, конечно, была художницей, но "писать" свою собственную жизнь ей удавалось много лучше и интереснее. Да и известна она нам преимущественно из биографий других - тех, кто ее многократно писал. В первую очередь, это Бэкон и Джакометти.

Это были 1930ые - время, когда Альберто Джакометти возвращается к работе с натурой. Росторн стала, в каком-то смысле, его творческим прозрением - 1937 год, бульвар Сен-Мишель, полночь, скульптор видит во мраке ночи силуэт Изабель и находит свою уникальную скульптурную формулу: вытянутую, аскетичную, хрупкую. Сумрачный мираж нашей дамочки стал для него архетипом человека вообще, вырастающем из пустоты или из черноты (хотите, из земли), устойчивым и неподвижным идеалом. А еще ускользающим, потому что стоит только дунуть.

И это немудрено, ведь персонажи Джакометти - это потерянные люди. Потерянные, но выжившие (держим в голове, что Первая Мировая бойня прошла, вскоре начнется вторая, затем и она пройдет и останется пустота и чернота). Выжившие или восставшие из мертвых, для послевоенного человека это одно и то же.

Первый муж Росторн был журналистом британского бюро Daily Express Сефтон Делмер - вместе с новой фамилией юная девушка получает роскошную квартиру на Вандомской площади и ценную возможность не задумываться о деньгах. Она изменяет ему направо и налево, и главным мужчиной в ее жизни, на время конечно, становится именно Джакометти (во время Второй Мировой войны она уедет в Лондон, а он - в Швейцарию, после они встретятся, проживут в скромной парижской арендованной комнате три месяца и расстанутся навсегда).

Во время войны, кстати, чета Делмер ведет активную антинацистскую пропаганду и общается со шпионами. Сефрон ведет радиопередачи на немецком языке, мимикрирует под сторонника нацистов и при помощи хитрых информационных трюков подрывает их авторитет. А Изабель редактирует антинацистский журнал.

Вторым ее супругом стал композитор Констан Ламбер - главный дирижер Королевской оперы. Пропуск в закулисье театральной жизни дал возможность нашей дамочке создавать декорации и вообще оформлять спектакли. И, конечно, писать балет, в частности Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн.

Это будут очень динамичные работы, похожие не то на рентген, не то на негативы. И в какой-то степени на скульптуры Джакометти.

Альберто Джакометти / Изабель Росторн "Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн" / фото Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн.
Альберто Джакометти / Изабель Росторн "Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн" / фото Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн.

Третьим ее мужем вновь стал композитор. На этот раз  Алан Росторн. Они стали жить в крытом соломой домике в сельской части Эссекса (Бэкон, кстати, жил по соседству).

Именно в этом доме женщина проживет свои последние 40 лет жизни, будет разводить гусей и примкнет к движению за экологию (ее отец был моряком, капитаном корабля, и возил экзотических животных в британские зоопарки).

Она умрет в 1992 году в возрасте 80 лет.