2718 subscribers

Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.

3,4k full reads
Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну", XV век. Эрмитаж, Петербург.
Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну", XV век. Эрмитаж, Петербург.

Да и сюжет картины вроде бы к хулиганству не располагает - "Святой Лука, рисующий Мадонну" (XV век).

Согласно преданию, Св. Лука долго пытался написать портрет Марии, но никак не мог вспомнить ее черты. Тогда дева собственной персоной явилась ему, и евангелист запечатлел ее образ, став первым, кто это сделал. Если Магомед не идет к горе, гора идет к Магомеду.😂

Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.

Очень принципиальное для любого художника, особенно для художника Нидерландов изображение, потому что гильдии, в которых трудились мастера, назывались гильдиями Св.Луки - Св. Лука был покровителем всех художников и писать его было делом важным, ответственным, что-то вроде гос.заказ (образы патрона украшали помещения гильдии и капеллы, которые находились в ее вотчине).

Кстати, любопытная подробность: в руках Св. Луки серебряный карандаш - типичный инструмент художника того времени. Евангелист держит карандаш почти под прямым углом к листу, отнеся от него кисть, чтобы не стереть руками уже нарисованное на бумаге изображение - пример техники рисования, которую ван дер Вейден знал в совершенстве.

Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.

Но не буду долго вас томить и перейду к самому интересному - вся соль там, куда смотрят Иоаким и Анна, родители Марии.

Это дивный, тончайший, прекраснейший пейзаж - перспектива уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах (фигуры главных персонажей расположены по бокам, в центре две фигуры спиной (Иоаким и Анна) - все направляющие линии композиции уводят наш взор именно туда).

А там - жизнь кипит (вакуум священного акта, когда время остановилось, сменился на энергию мирской жизни). Белье сушится и развивается на ветру, люди заняты своими повседневными делами - это истинно драгоценная живопись и ювелирный рисунок. Просто ВАУ.

Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.

Перчика добавляет персонаж в красном, который справляет нужду аккурат у городских стен - ну прелесть!

Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.

Обожаю такие подробности, потому что Мадонна и Лука - это блестяще, но скучно (там что-то от Кампена, а тут от ван Эйка; а здесь вот голая грудь и капелька молока - тип Мадонны Млекопитательницы...), а в этих искрометных, виртуозно выполненных, деталях кроется сама природа эпохи Возрождения, когда художник смотрит именно в свой мир и пишет подробности именно своего быта, своей реальности.

Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.

Это не городской фольклор или ирония, а фиксация самой жизни. Позже это назовут ренессансным реализмом, ибо Священная История более не воспринимается в отрыве, а изображается как событие именно человеческой жизни, в которой и нужду справить не грех - против физиологии не попрешь.

Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.
Хулиганскими "выходками" Брейгеля Старшего нас уже не удивишь, а вот от Рогира ван дер Вейдена такого мало кто ожидал.

П.С. вообще-то у ван дер Вейдена таких картины четыре штуки - в Бостоне, Мюнхене, Брюгге и вот эта, наша эрмитажная. Показываю ее, потому что после реставрации она стала сиять и потому что она наша.😁