Сюрпризы "Дамы с единорогом" Рафаэля.

Рафаэль "Дама с единорогом", ок. 1506. Галерея Боргезе, Рим.
Рафаэль "Дама с единорогом", ок. 1506. Галерея Боргезе, Рим.
Рафаэль "Дама с единорогом", ок. 1506. Галерея Боргезе, Рим.

Мы привыкли трактовать ее, как символ непорочности, ибо единорога может приручить лишь дама целомудренная, не оскверненная греховными помыслами и мужскими ласками.

Но это все от лукавого, точнее, от третьей росписи - "Дама с единорогом" Рафаэля вообще не об этом.

И она вообще дама БЕЗ единорога!

Сюжет, достойный экранизации в стиле "Аферы Томаса Крауна" Джона Мактирнана. Хотя я бы предпочла неистовую вакханалию Тарантино - реставрационные работы 1956 года оборачиваются торжественным фейерверком крови, которым, естественно, будет залита и "Дама с единорогом".

К слову, именно реставрационные работы открыли миру глаза на этот портрет.

Первые случились в 1934-1936 годах. Именно тогда подтвердилось авторство Рафаэля и портрет обозвали тем самым именем, которое она носит и по сей день.

Дело в том, что до 1930-х годов работу эту приписывали разным художникам (Перуджино, Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто), а название ее было "Святая Екатерина Александрийская". Дадада, никакого единорога, только мантия, пальмовая ветвь и колесо - символ мученичества. В ходе реставрации выяснилось, что это проделки рубежа XVI - XVII веков. Автора, который превратил дворянку в святую так и не удалось установить (сам факт того, что перед нами не святая Екатерина выяснил еще в 1916 году Джулио Канталамессас, установивший, что мантию, колесо и пальмовую ветвь дописали поверх оригинала).

"Дама с единорогом" до рестоврации 1934-1936.
"Дама с единорогом" до рестоврации 1934-1936.
"Дама с единорогом" до рестоврации 1934-1936.

Только вдумайтесь! До начала века ХХ-го это полотно трактовалось в духе Священного Писания. Тогда как от Священного Писания здесь разве что...да ничего. Это традиционный для эпохи Возрождения СВЕТСКИЙ портрет.

И портрет заказной.

В 1956 году вновь начались реставрации - "Дама с единорогом" стала первым в истории полотном, для изучения которого был использован рентген.

Рентген, который произвел бомбу, ибо выяснилось, что единорог был дописан много позднее - на руках у дамы красовалась собачка (символ верности, в частности супружеской, что позволило трактовать работу, как свадебный портрет).

Рентген "Дамы с единорогом" с собачкой.
Рентген "Дамы с единорогом" с собачкой.
Рентген "Дамы с единорогом" с собачкой.
Рентген "Дамы с единорогом" с собачкой - собачка.
Рентген "Дамы с единорогом" с собачкой - собачка.
Рентген "Дамы с единорогом" с собачкой - собачка.

Спасибо Роберто Лонги и Вильгельму Конраду Рентгену.

А еще выяснилось, что Рафаэль собачку НЕ ПИСАЛ.

Ее позднее изобразил Джованни Антонио Сольяни, а несколько десятилетий спустя собачка превратилась в единорога (автора этой метаморфозы также не удалось установить; руки, понятное дело, тоже переписывались).

Ну а поскольку символ супружеской верности дописан позже, ныне работу больше не трактуют, как свадебный портрет.

И вот мы подошли к главному - РАФАЭЛЬ изобразил свою модель ВООБЩЕ БЕЗ АТРИБУТОВ (есть рисунок, который хранится в Лувре).

Почему барышню оставили с единорогом? Все довольно прозаично - чтобы не повредить красочный слой, который довольно плохо сохранился.

Кстати, о рисунке. Рафаэль сформировался как мастер в то время, когда период исканий был уже в основном пройден Леонардо и молодым Микеланджело, поэтому он НЕ НОВАТОР, а АПРОПРИАТОР (исключительно в хорошем смысле этого слова!!!).

Другими словами, Рафаэль - художник, который умел смотреть и видеть и, как следствие, виртуозно использовать находки других, не ударясь в эпигонство и подражательство, а формулируя свой собственный живописный алфавит.

Именно поэтому в "Даме с единорогом" так сильно чудится "Мона Лиза" да Винчи - та же поза, положение рук, пейзаж. Но тут скорее даже не Джоконда, а "Айзелуортская Мона Лиза", которую Леонардо написал немного раньше (некоторые усматривают еще и схожесть колонн и парапета, но, Рафаэль не писал колонны и парапет, что, в общем-то не важно, ибо очевидная схожесть в любом случае есть).

Сюрпризы "Дамы с единорогом" Рафаэля.
Сюрпризы "Дамы с единорогом" Рафаэля.

Кто эта юная дама, глядящая на нас с полотна остается загадкой. Но существует любопытная версия, объясняющая от части появление на картине единорога, хоть и много позже.

По одной из версий, моделью Рафаэля была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа. А родовой эмблемой семьи Фарнезе был именно единорог.

Более того, существует роспись римского Палаццо Фарнезе кисти Доменикино, выполненная сто лет спустя после создания "Дамы с единорогом". Фреска, скорее всего, изображает именно Джулию Фарнезе - белокурую и с единорогом. Самой Джулии уже давно не было в живых, поэтому весьма вероятно, что Доменикино вдохновлялся именно барышней Рафаэля, к тому моменту уже с единорогом. В пользу этой теории - портрет Луки Лонги "Девушка и единорог", на которой любовница папы изображена брюнеткой.

Сюрпризы "Дамы с единорогом" Рафаэля.
Сюрпризы "Дамы с единорогом" Рафаэля.

В общем, кто эта девушка с единорогом, которого там быть не должно, но он там есть, непонятно. Очевидно лишь одно - эта белокурая светская дама совсем не про целомудрие.

Рафаэль "Дама с единорогом", ок. 1506. Галерея Боргезе, Рим.
Рафаэль "Дама с единорогом", ок. 1506. Галерея Боргезе, Рим.
Рафаэль "Дама с единорогом", ок. 1506. Галерея Боргезе, Рим.