Чарльз Глэйр - реформированный романтик.

Роль Чарльза Глэйра в эпической истории французской живописи 19-го века слишком часто упускается из виду. Этот художник, который сделал Париж своим приемным домом, на самом деле мало заботился о своем наследии во Франции.

 "Сапфо"  1867 Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org
"Сапфо" 1867 Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org

Родившийся в 1806 году, Глэйр остался гражданином Швейцарии на всю жизнь и горячим республиканцем. После государственного переворота Луи-Наполеона Бонапарта в 1851 году, о котором он сожалел, он мало развлекался, прекратил выставляться и отверг общественные комиссии. Плохое состояние здоровья и франко-прусская война 1870 года заставили его отказаться от преподавания.

 "La Pudeur Égyptienne" 1838 г. Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org
"La Pudeur Égyptienne" 1838 г. Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org
Молчаливый, одинокий, циничный и скромный, Глэйр уже был близок к тому, чтобы быть преданным забвению, он умер в мае 1874 года. Его друг Чарльз Клемент тщетно стремился собрать последние оставшиеся рассказы тех, кто его знал, и описать множество произведений искусства. Вскоре меланхоличное полотно «Утраченные иллюзии» в музее Лувра стало последним остатком. Его помнили как первого учителя Сислея, Базиля, Ренуара и - более мимолетно - Моне.

Почему стоит выставить Глэйра на всеобщее обозрение? Это потому, что он был страстным романтиком и бесстрашным путешественником, который затем стал апостолом красоты? Это потому, что его страсть к прошлому вдохновила его представить доисторический пейзаж? Не потому ли, что этот женоненавистник, поднял силу женского творчества на новую высоту?

"Диана" Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org
"Диана" Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org

Был ли он последним подражателем неоклассицизма, раскаявшимся романтиком или предшественником символизма? Полное богатство парадоксальной и изобретательной работы Чарльза Глэйра, которая является зеркалом для 19-го века, теперь можно снова увидеть в 21-м веке.

Чарльз Глэйр осиротел в возрасте двенадцати лет и был принят его дядей, скромным брокером в Лионе. Ожидалось, что он превратит свои художественные таланты в карьеру в сфере производства дизайна в текстильном бизнесе, но молодой человек нацелился на высшее искусство живописи. После изучения рисунка в Лионе он начал посещать Парижскую школу изящных искусств в 1825 году.
"Танец вакханок" Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org
"Танец вакханок" Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org

Несмотря на поступление в студию Луи Эрсена, обычного и корыстного льстивого художника, Глэйр продемонстрировал отчетливо романтический темперамент, влюбленный в свободу и излишество. Он скопировал Теодора Жерико и Пьера-Поля Прюдона, трагических фигур, недавняя кончина которых часто была предметом разговоров в студии.

В 1828 году он продолжил свое образование в Италии, чтобы увидеть работу Микеланджело, чья красноречивая сила покорила его. В Риме он познакомился с другим швейцарским художником Леопольдом Робером, чьи сцены разбойников в римской деревне, живописный, героический и современный сюжет, были в то время чрезвычайно успешными.

"Римские разбойники" Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org
"Римские разбойники" Чарльз Глэйр источник / https://www.wikiart.org
Опираясь на эту же тему, в 1831 году Глейр создал свою первую картину - «Римские разбойники» - сцену беспрецедентного садистского реализма. В соответствии с неистовыми песнями Берлиоза, работа была настолько жестокой и непочтительной, что ее нельзя было выставить, и она была обречена томиться невидимой в его студии. С тех пор молодой художник мучительно осознавал пропасть между своей мечтой о славе и свободой самовыражения.