Отто Мюллер - и его цыганское портфолио.

20 December 2018

Отто Мюллер (1874–1930), которого часто называют «цыган-мюллером» из-за того, что он предпочитает фигуры цыганского типа в своей работе, был самым лирическим из немецких художников-экспрессионистов.
Отто Мюллер родился 16 октября 1874 года в Либау, Немецкая Силезия.

"Танзерин Мит Шлейер, фон Эйнем Манн Беобахтет" Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
"Танзерин Мит Шлейер, фон Эйнем Манн Беобахтет" Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org

Его мать была удочерена, что породило историю о том, что он был сыном цыганки - историю, которую он никогда не отрицал. Он был двоюродным братом известных немецких писателей и драматургов Герхарта и Карла Гауптмана (роман последнего «Эйнхарт дер Лахлер» - воображаемый портрет художника).

После четырех лет обучения у литографа Мюллер поступил в Академию изящных искусств в Дрездене в 1894 году. Он был недоволен консервативными инструкциями и ушел через два года. Следующие несколько лет он жил рядом со своими влиятельными двоюродными братьями и ненадолго отправился в Мюнхен, чтобы учиться у известного художника Франца фон Штука. Информация о его жизни и работе до 1908 года - когда он поселился в Берлине - отрывочна.
"Танцерин" -  1903  Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
"Танцерин" - 1903 Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org

В Берлине Мюллер познакомился со скульптором-экспрессионистом Вильгельмом Лембруком, чье представление о человеческой форме оказало решающее влияние на его собственное восприятие. Когда в 1910 году его записи на выставку Берлинского сецессиона были отклонены, он присоединился к членам группы художников "Die Brücke" (Мост) и выставился с Новым сецессионом и таким образом встретился с Эрнстом Людвигом Кирхнером, Эрнстом Хеккелем и Карлом Шмидтом Rottluff.

Он стал их другом на всю жизнь, и, хотя лишь незначительно под влиянием их техники гравюры на дереве, он привнес взамен свой опыт в литографии и особенно свои техники смутной живописи (цвета, связанные клеем или размером). Этот метод позволяет быстро охватить большие области очень грубого холста (мешковины), который он предпочитает, и добавляет приглушенную яркость.

"Стехэндер Мэдченакт Мит Дольх (Лукреция)"  Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
"Стехэндер Мэдченакт Мит Дольх (Лукреция)" Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org

Художник должен иметь четкое представление о своей работе, прежде чем он начнет. Технические устройства усилили желание художников Брюке «сгладить» изображение на холсте - следуя примеру Поля Гогена и даже Эдварда Мунка и отвергая академическое предпочтение акцентирования внимания на трехмерности предмета.

В своих графических работах Мюллер экспериментировал со смесью гравюры на дереве и литографии, потертости чернил, часто добавляя цвета в виде акварели или цветного мела, у него не было технических средств для Академии Бреслау, чтобы сделать настоящие цветные литографии.

Его «Цыганское портфолио», является одним из его великих достижений в качестве художника-графика. С 1916 по 1918 год он служил солдатом в Первой мировой войне, что не повлияло на его работу. Вскоре после его возвращения он был назначен профессором в Бреслауской Академии художеств, где преподавал до самой смерти.

"Neger Und Tänzerin"  1903 Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
"Neger Und Tänzerin" 1903 Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
Работа Мюллера показывает только три мотива: пейзажи, цыгане и в основном откровение в пейзажах. Последний мотив доминировал над его работой. Земляной цвет его по большей части молодых, тонких, но угловатых откровенных девушек образует с приглушенной и нежной зеленью пейзажных фонов видение потерянного прошлого.

В его работах часто наблюдается меланхоличная ностальгия, представляющая гармонию между природой и человеческой формой, которая противоположна не только академическому подходу, но и подходу других экспрессионистов. Мюллер рассматривал простоту и прямоту египетской живописи как свой идеал.

Композиции его произведений просто строятся путем тщательного наложения форм, которые не требуют вторжения в перспективу, тем самым добавляя «потустороннее» иным образом столь естественным сценам. Любовь Мюллера к цыганам вызвала множество поездок в Венгрию, Румынию и Болгарию.

"Liebespaar"  1920 Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
"Liebespaar" 1920 Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org

Он не идеализировал эти мигрирующие группы - бедность и суровость их жизни вполне видны в работах Мюллера - но он представил их в простой непосредственности, которая сделала их кровными родственниками его молодых девушек в идиллических пейзажах.

Мюллер трижды женился, последний раз на Эльфриде Тимм незадолго до его смерти 24 сентября 1930 года в Бреслау. В своем выборе предмета, в своей технике смутной живописи и в своем подходе к ностальгическому видению гармонии человеческой формы в природе, Мюллер был уникальным художником.

"Две девушки сидят в дюнах" 1926 Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
"Две девушки сидят в дюнах" 1926 Отто Мюллер источник https://www.wikiart.org
Который - независимо от его дружбы и близких отношений с экспрессионистами - сохранил свой собственный стиль с его постоянно меняющимися композициями из трех основных мотивов. Его друзья из «Брюке» сослались на то, что Эрнст Людвиг Киршнер заявил в своей хронологии группы художников: Мюллер иллюстрировал «чувственную гармонию жизни и его работы».