642 подписчика

Безграничное коварство: Юдифь и Олоферн

2,7K прочитали

Прелестные женщины порой обладают удивительным внутренним стержнем, стойкостью и воинственностью. Юдифь стала символом патриотизма, смелости, и способности защитить себя, а для того, чтобы достичь цели, она использовала свою красоту.

Исторический контекст

Ассирийский царь Навуходоносор был одержим воинскими завоеваниями, в которых ему помогал жестокий и безжалостный полководец Олоферн. Его войска грабили все земли, в которых оказывались и дошли до Иудеи. Юдифь – уважаемая молодая вдова, известная своим целомудрием и кротостью. Девушка надела самые роскошные одежды, и отправилась во вражеский стан. Оказавшись наедине с Олоферном, Юдифь отрубила ему голову, а потом вернулась в свой город. Войска разбежались, напуганные кровавым убийством военачальника, и Иудея оказалась в безопасности.

Сочетание в образе Юдифи нежности и силы привлекало живописцев, и великие художники обращались к сюжету гибели Олоферна, всякий раз находя в этой сцене все новые и новые оттенки.

Изящество убийства

Сандро Ботичелли. Юдифь с головой Олоферна. 1497 г.
Сандро Ботичелли. Юдифь с головой Олоферна. 1497 г.

Картины итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Ботичелли восхищают изяществом женского образа и тонкой детализацией. Его тип красоты воплощен в многочисленных Венерах, а главная черта женственности для него – нежность. Несмотря на это, художник создал диптих, посвященный Юдифи. Художественный язык Ботичелли неизменен – независимо от сюжета в его работах всегда легкие силуэты, изящные позы, сдержанный колорит. Однако лицо Юдифи здесь эмоционально, и в нем читается ужас от совершенного и неверие в собственную способность убить. Художник при этом изображает не момент подвига, а уже последствия, тем самым избегая жесткости убийства, о котором напоминает только обилие красных драпировок, символизирующих пролитую кровь.

Сандро Ботичелли. Возвращение Юдифи в Ветулию. 1470 г.
Сандро Ботичелли. Возвращение Юдифи в Ветулию. 1470 г.

Во второй картине Ботичелли изображает возвращение Юдифи в родной город. Она уже не сама держит отсеченную голову Олоферна: ее несет служанка за героиней. Девушка соответствует всем представлениям художника о красоте: отрешенный взгляд в себя, волнистые светлые волосы и окутанная облаком светло-голубых драпировок фигура. Гармоничный колорит вызывает ощущение спокойствия и правильности свершенного: Юдифь защищала свою страну, и убила человека, повинного во множестве человеческих жертв.

Джорджоне. Юдифь. Около 1504 г.
Джорджоне. Юдифь. Около 1504 г.

Итальянский художник Джорджоне акцентирует внимание на нежности девушки, кротко потупившей взгляд. Героиня одета в платье розового света, напоминающее средневековую одежду. В ее руках – рыцарский меч. Она наступает ногой на голову Олоферна, обозначая победу справедливости над жадностью и алчностью. В картине Джорджоне Юдифь обладает более телесной и осязаемой красотой, в отличие от эфемерных образов Ботичелли. Это произведение стало первым шагом в сторону материализации сюжета.

Тинторетто. Юдифь и Олоферн. 1577 г.
Тинторетто. Юдифь и Олоферн. 1577 г.

Начало следующему этому в сторону реалистичности положил художник Якопо Тинторетто. Он создал довольно необычную композицию сюжета, наделив картину множеством декоративных бытовых деталей. Юдифь накрывает покрывалом тело Олоферна, а служанка держит в руках отрубленную голову. Тело полководца напоминает тело Христа после распятия. Увлеченно изображая фактуру ткани и роскошные одежды Юдифи с множеством украшений, художник заставляет зрителя невольно любоваться живописными достоинствами произведения, забывая о том, какая страшная сцена на самом деле предстает перед его глазами.

Показательная жестокость к врагу

Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1599 г.
Караваджо. Юдифь и Олоферн. 1599 г.

Караваджо стал реформатором в живописи, отказавшись от излишней театральности, и став первым художником-реалистом. Автора привлекала не только красота, но и неприглядные детали, которые присутствуют в обычной жизни. Отдельной темой его художественных исследований стали эмоции, и их изображение в живописи, требующей абсолютной статики. Художник выбирает для полотна не результат убийства, а сам процесс, при чем показывает его ужасающе правдиво: из горла военачальника хлещет кровь. В лице Юдифи же читается брезгливость и удивление от того, что она смогла лишить жизни человека, пусть даже и являющегося врагом для ее родины.

Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1612 г.
Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1612 г.

Еще более жестоко убийство Олоферна изображает Артемизия Джентилески, и поражает именно то, что такая картина создана женщиной. Движение, которым девушка отсекает голову полководцу, уверенный и точный, как будто бы мясник закалывает животное. Олоферн кажется беспомощным, его лицо обезображено страданием, а струйки крови еще более реалистичны, чем у Караваджо.

Такая трактовка сюжета связана с судьбой самой Артемизии Джентилески. Она была дочерью художника, и в 1612 году, в год создания этой картины, ее изнасиловал подмастерье отца, Агостино Тасси. По инициативе ее семьи, преступление было предано огласке. и унизительное судебное разбирательство длилось семь месяцев. Картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» стала способом переживания психологической травмы обесчещенной женщины. Артимизия Джентилески смогла пережить изнасилование и достичь высокого положения – она стала первой художницей, избранной членом Академии живописного искусства во Флоренции и после ее судьба легла в основу нескольких литературных произведений и одноименного фильма.

Демоническая красота

Густав Климт. Юдифь с головой Олоферна. 1901 г.
Густав Климт. Юдифь с головой Олоферна. 1901 г.

В начале ХХ века к библейскому сюжету обращается Густав Климт – художник, ставший иконой модерна. Юдифь здесь уже не целомудренная и нежная девушка, а искушающая сильная женщина, совершившая подвиг. Ее яркая красота не скрыта от зрителя – фигура Юдифи полуобнажена. Голова Олоферна изображена кадрировано – он не главный герой этой истории, а лишь атрибут, по которому мы узнаем героиню, занявшую центральное место в поле зрения художника. Климт так же, как и художники Возрождения, делает образ Юдифи актуальным для своего времени, поэтому она здесь – демоническая красотка, femme fatale, способная на любое коварство.

Итоги

Юдифь в эпоху Возрождения была символом правды, торжествующей на зло. Главное в ее образе было именно то, что она справедливо наказала жестокость и защитила свою родину. Все без исключения художники подчеркивали ее чистоту и нежность, безгрешный образ героини. В эпоху барокко, в которой работали Караваджо и Артемизия Джентилески, история Юдифи и Олоферна стала символом женского сопротивления, и наказание обидчика изображали с неприкрытой жестокостью. В начале ХХ века, когда в моду вошли роковые красавицы, независимые и яркие, Юдифь стала воплощением демонической женственности.

Отрубленная голова в руках женщины есть не только на картинах, посвященных Юдифи – танцовщица Саломея приказала отрубить голову Иоанна Крестителя, и тоже стала героиней многих живописных полотен. Как же отличить, кто перед нами? Все дело в том, что Юдифь держит убитую голову за волосы, или ее несет за ней служанка, а в картинах, посвященный Саломее, голова Крестителя всегда будет на серебряном подносе.