«Боярская» жизнь на картинах Маковского

30.09.2017

В день памяти Константина Маковского, которого не стало 98 лет назад, показываем его работы, изображающие красивую и богатую русскую жизнь.

За чаем, 1914
За чаем, 1914

Константин Маковский (1839 — 1915) прославился работами в «боярском стиле», изображающими богатую, нарядную, идеалистическую жизнь прошлых веков. В России он был самым дорогим живописцем своего времени. За границей Русь Маковского — в кокошниках да парче — тоже очень ценилась. Его работы нарасхват покупали в Европе и Америке.

Русская красавица, 1900-е
Русская красавица, 1900-е

Маковский был баловнем фортуны и любимцем женщин, он любил жизнь и пользовался всеми ее благами. В его доме царила роскошь, которая и не снилась русским художникам. Маковский увлекся коллекционированием антиквариата. Специалисты говорят, что далеко не всегда при этом он демонстрировал вкус, чаще у него просто загорались глаза, и он мог спустить огромные деньги, чтобы «купить всё».

Эти предметы весьма пригождались и при написании картин, в том числе «боярских». Первой работой этой условной серии стал «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883).

Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883
Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883

Сначала «Боярский пир» представили в виде так называемой «живой картины» в доме Маковского. Такая забава была чрезвычайно популярна в то время в высшем обществе. Участники делились на команды, и каждая показывала некое живописное произведение, которое соперники должны были угадать. Играть в это в доме Константина и Юлии Маковских было особенно интересно: чего-чего, а антуража у него для подобных дел хватало, а теплая, комфортная атмосфера привлекала в их гостиную множество интересных людей. Бывать у Маковских стало в некотором роде вопросом престижа и при этом оставалось очень приятным времяпровождением.

Боярыня у окна, 1885
Боярыня у окна, 1885

Для Маковского «живые картины» были не только забавой, но и методом, творческим инструментом. Он нередко менял местами элементы игры, и сначала составлял картину в своем воображении, потом воссоздавал с гостями, эту постановку фотографировали, затем Маковский писал на основе фотографии картину. Именно так было с «Боярским пиром».

Под венец, 1884
Под венец, 1884

Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. Перед нами – свадебный обряд в России XVII века. В роли невесты выступила жена художника Юлия, сам он показан в образе жениха. Возле него за столом сидит их сын Сережа.

Боярский свадебный пир в XVII веке. фрагмент
Боярский свадебный пир в XVII веке. фрагмент

Богато убранные чертоги наполнены роскошными сундуками, драгоценными кубками, роскошной посудой. Нам показывают один из ключевых моментов свадебного пира, завершающий празднование: внесение традиционного блюда «Лебедь». А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил. Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают советы по поводу поведения в спальне.

Вот еще несколько «боярских» работ Маковского:

Портрет, 1884
Портрет, 1884
Чарка меда, 1910
Чарка меда, 1910
Боярышня у окна (с прялкой), 1890-е
Боярышня у окна (с прялкой), 1890-е
Боярышня, 1900-е
Боярышня, 1900-е
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). На сюжет из повести А.К.Толстого "Князь Серебрянный", 1895
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). На сюжет из повести А.К.Толстого "Князь Серебрянный", 1895

Автор: Алена Эсаулова, artchive.ru

Подписывайтесь на наш канал

Артхив в Телеграме