Фрида и ее обезьянки

Одним из излюбленных жанров мексиканской художницы Фриды Кало был автопортрет. Часто она изображала себя в окружении растений и животных, в том числе обезьянок.

Автопортрет с терновым ожерельем, 1940
Автопортрет с терновым ожерельем, 1940

Нелегкая судьба Фриды Кало наложила отпечаток не только на ее манеру письма, но и на выбор сюжетов для картин. После страшной автокатастрофы, надолго приковавшей ее к постели, Кало принимает решение обучиться изобразительному искусству. Ей было 18. Свои картины она писала на подрамнике, который крепился к кровати.

Излюбленным жанром Фриды стал автопортрет: подолгу разглядывая себя в зеркале и анализируя собственные физические и душевные страдания, она переносила увиденное на холст. Так появилась картина «Автопортрет с обезьянкой» 1940-го года и другие с похожим сюжетом, а иногда и таким же названием.

Автопортрет с обезьянкой, 1940
Автопортрет с обезьянкой, 1940

На полотне (репродукция выше) изображена молодая женщина с обезьянкой, выглядывающей из-за ее правого плеча. Фоном для моделей служат густые заросли кустарника с крупными темно-зелеными листьями. Можно предположить, что «Автопортрет с обезьянкой» — это скорее парадная картина, так как себя Фрида Кало нарисовала в нарядной одежде, украшенной золотой каймой. Выражение лица женщины строгое и торжественное, взгляд обращен на зрителя, но при этом устремлен внутрь себя. Ее роскошные черные волосы уложены в причудливую прическу, которую украшает ярко-красная лента, обвившаяся, словно оберег, вокруг шеи Фриды и связывающая ее с обезьянкой. Животное обхватило свою хозяйку лапками, будто ища у нее защиты.

Автопортрет с обезьянкой, 1938
Автопортрет с обезьянкой, 1938
Автопортрет с обезьянкой, 1945
Автопортрет с обезьянкой, 1945

Спустя 2 года после аварии Фрида Кало познакомилась с известным художником Диего Риверой, который был старшее ее почти в два раза. Их отношения были очень сложными: Ривера часто отсутствовал дома, давая Фриде поводы для ревности. Свои душевные терзания художница выплескивала на холст, изображая себя в окружении домашних любимцев — обезьянки Чангито и собачки Сеньора Ксолотля. Лента, украшающая прическу и тянущаяся к животным, символизировала не только связь между ними и хозяйкой, соединяя их вместе, но и подчеркивала одиночество Фриды Кало.

Автопортрет с обезьянками, 1943
Автопортрет с обезьянками, 1943
Автопортрет с портретом Диего на груди и Марией между бровей, 1954
Автопортрет с портретом Диего на груди и Марией между бровей, 1954

«Автопортрет с обезьянкой», написанный в 1940 году, — одно из тех полотен, что повествуют зрителю об одинокой, но так и не утратившей силу духа женщине. Оно считается одним из лучших автопортретов Кало, созданных ею в зрелый период творчества.

Еще несколько автопортретов Фриды Кало:

Автопортрет в бархатном плать, 1926
Автопортрет в бархатном плать, 1926
Автопортрет в образе Техуаны, 1943
Автопортрет в образе Техуаны, 1943
Автопортрет с распущенными волосами, 1947
Автопортрет с распущенными волосами, 1947
Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами, 1932
Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами, 1932