Яблоко как символ: здоровое искушение

2,8k full reads
4,7k story viewsUnique page visitors
2,8k read the story to the endThat's 59% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Сочный и такой обыденный фрукт, яблоко в изобразительном искусстве — объект парадоксальный. Это таинственный и неоднозначный символ, раскрывающий массу значений и объединяющий множество противоположных смыслов.

Яблоко можно смело назвать «двуликим» и вечным символом. Уже много веков оно олицетворяет как добро, так и зло, проходя и через все нюансы других значений, в зависимости от эпохи и принятого мировоззрения.

Из глубин мифологии

Для раскрытия «секрета» яблока совершим небольшое мифологическое путешествие. В славянских сказках герои часто отправляются на поиски молодильных яблок, чтобы спасти раненого или больного от смерти. Хотя не только у славян яблоки наделены такими свойствами. Яблоко — плод дерева жизни. Под таким деревом решались судьбы людей, под ним собирались боги, здесь искали бессмертия, здоровья и молодости. Конечно же, с яблоком в качестве сочного талисмана. Также яблоко является символом богатства и благополучия.

Дж. Пенроуз Богиня Идунн
Дж. Пенроуз Богиня Идунн
Дж. Пенроуз Богиня Идунн

В мифологии скандинавов яблоки были пищей богов, они давали вечную молодость и пристально охранялись богиней-хранительницей Идунн. У кельтов яблоко символизировало знание и мудрость, а в Авалоне — стране блаженных — росли яблони, плоды которых даровали счастье и бессмертие.

Яблоко как символ: здоровое искушение

Согласно мифологии древних греков, золотые яблоки вечной молодости росли в прекрасном саду у берегов реки Океан. Охраняли их дракон Ладон и сестры Геспериды. Как известно, яблоки удалось похитить Гераклу, что вошло в мифологию как двенадцатый его подвиг, а в искусство — как один из наиболее популярных сюжетов в античной вазописи.

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Сад Гесперид
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Сад Гесперид
Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Сад Гесперид

Часто с яблоком изображены грации — богини красоты и изящества в древнеримской мифологии. Яблоко, соответственно, символизирует здесь молодость, здоровье и красоту. Иногда грации держат шары — символы совершенства, интерпретируемые как золотые яблоки. Примечательно, что яблоко появилось в руках граций в эпоху Возрождения. С таким же смыслом и значением яблоко становится атрибутом Венеры.
Как знак богатства и силы яблоко использовала геральдика.

Три грации. Рафаэль Санти, 1505
Три грации. Рафаэль Санти, 1505
Три грации. Рафаэль Санти, 1505

«Яблоко принесло миру все зло»

В мифологии наряду с символами плодородия, молодости и здоровья яблоко вписывается в образную систему зла. Причиной Троянской войны также было яблоко — яблоко раздора. Золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила обиженная богиня Эрида за то, что Пелей и Фетида не пригласили ее на свою свадьбу. Конечно, и Гера, и Афина, и Афродита претендовали на символический приз — каждая считала себя красивейшей. Зевс приказал Парису наградить яблоком прекраснейшую. Афродита подкупила юношу обещанием отдать ему в жены прекрасную Елену. С истории похищения Парисом Елены и началась Троянская война, а яблоко стало символом раздора. Вот так невинный фрукт превратился в источник бед и… прекрасных полотен.
Из цикла греческой мифологии именно суд Париса является наиболее популярным сюжетом.

Суд Париса. Лукас Кранах Старший, 1530-е
Суд Париса. Лукас Кранах Старший, 1530-е
Суд Париса. Лукас Кранах Старший, 1530-е

Яблоко в религиозной живописи

С появлением христианства рождается образ «яблока грехопадения». Позже он трансформируется в библейский мотив собственно грехопадения и искушения. Кстати, в книге Бытия яблока нет — упоминаются только «плоды». Поэтому в ранней средневековой живописи, где каждый предмет и каждое явление — символ с огромным значением, — яблока на полотнах не найдешь.
А вот на многих иконах и картинах последующих веков Младенец Христос уже держит яблоко, символизирующее его будущую миссию искупителя грехов всего человечества. Яблоко здесь — спасение. Иногда вместо яблочка Младенец держит державу («яблоко Царского чина») — символ власти.

Мадонна с младенцем под яблоней. Лукас Кранах Старший, 1530-е
Мадонна с младенцем под яблоней. Лукас Кранах Старший, 1530-е
Мадонна с младенцем под яблоней. Лукас Кранах Старший, 1530-е

Мотив грехопадения тонкой нитью вписал Ян ван Эйк в работе «Портрет четы Арнольфини»: найдете яблочки?

Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк, 1434
Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк, 1434
Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк, 1434

Яблоко искушения

Яблоко как символ искушения нельзя строго отнести к религиозной живописи, но корни мотива все же библейские. Начиная с периода Возрождения, образы Адама и Евы интересуют живописцев сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Известнейшие произведения принадлежат Лукасу Кранаху Старшему, Питеру Рубенсу, Хендрику Гольциусу, Уильяму Блейку.
Некоторые живописцы заменили в своих работах сад или дерево веткой с яблоком, или на одно яблоко в руке Евы либо Адама.

Адам и Ева. Питер Пауль Рубенс, 1628
Адам и Ева. Питер Пауль Рубенс, 1628
Адам и Ева. Питер Пауль Рубенс, 1628

Приблизительно в XIX веке искусство начинает переосмысливать мотив искушения и отходить от негативного окраса, приправленного грехопадением. Яблоко отдаляется от греха и символизирует высокое чувство — Любовь.

Яблоко здоровья и благополучия

С течением времени, сменой эпох, направлений и стилей художники возвращают яблоку оптимистическое, светлое значение символа любви, жизни, весны и благополучия.

Еще в эпоху Возрождения живописцы начали превращать свои райские сады в яблочные. В работах Сандро Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего яблоня — и центр мира, и дерево жизни, и олицетворение молодости.

Весна (Примавера). Сандро Боттичелли, 1485
Весна (Примавера). Сандро Боттичелли, 1485
Весна (Примавера). Сандро Боттичелли, 1485

Очень часто яблоко представлено именно символом молодости, красоты и здоровья. Не зря многие мастера изображают свои модели с яблоками в руках.
Обратите внимание на цвет такого яблочка — он обязательно нежный, золотистый, так сказать, «с румянцем», который издавна ассоциируется со здоровьем.

Девочка с яблоком. Василий Андреевич Тропинин, 1800-е
Девочка с яблоком. Василий Андреевич Тропинин, 1800-е
Девочка с яблоком. Василий Андреевич Тропинин, 1800-е

Плоды нашего времени

Культура ХХ века вносит свои коррективы в символизм фрукта-героя. Знатный садовод по жизни, Клод Моне рисовал цветущий яблоневый сад — олицетворение полноты и жажды жизни. Около двухсот натюрмортов и масса яблок на столе — таков вклад Сезанна в «яблочную тему». Сказавший как-то «Я удивлю Париж яблоком!», художник обещание сдержал: простой фрукт у него — символ нового видения в искусстве.

Задачу превращения обычного в необычное решал и Сальвадор Дали. «Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее», — заявлял он и рисовал загадочно парящий натюрморт. С помощью красного яблока он «решился и начал постигать пространство-время путём созерцания левитации, которая разрушает энтропию».

Живой натюрморт. Сальвадор Дали, 1956
Живой натюрморт. Сальвадор Дали, 1956
Живой натюрморт. Сальвадор Дали, 1956

Кстати, в наше время художники не прочь изобразить яблоко ядовито-зеленым, подчеркивая двойственный смысл кисло-сладкого образа. Огромный интерес к яблоку-символу проявлял бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт, наделяя фрукт на первый взгляд традиционными смыслами. Например, яблоко — олицетворение первородного греха и предстоящего в жизни искушения в работе «Сын человеческий».

Сын человеческий. Рене Магритт, 1964
Сын человеческий. Рене Магритт, 1964
Сын человеческий. Рене Магритт, 1964

Не брезгует символикой яблока и массовая культура нашего времени, используя «миксы» многих известных нам мотивов. Нередко его можно встретить в рекламе, а также в виде эмблем фирм и торговых марок. Не нужно далеко ходить: самый узнаваемый в мире логотип компании Apple — яблоко, — удачный синтез символа знания и благополучия. К слову, линии известного логотипа задуманы «под Пикассо». Что ж, все повторяется в мире искусства, даже яблоко.

Автор: Оксана Карсеко, artchive.ru