Жаклин Рок – последняя любовь и муза Пабло Пикассо

В день рождения художника рассказываем о женщине, которой он посвятил почти 20 лет жизни и более 400 портретов в разных техниках.

Жаклин с цветами. Пабло Пикассо, 1954
Жаклин с цветами. Пабло Пикассо, 1954

Всех своих возлюбленных Пикассо рисовал по-особенному, каждый раз как будто создавая новый стиль под определенную женщину. Не стала исключением и Жаклин Рок. Большинство ее портретов написаны в легко узнаваемом стиле позднего Пикассо, картина «Жаклин с цветами» - одна из самых ярких работ этого периода. Чаще всего художник изображал свою вторую жену именно так: в профиль, с огромными миндалевидными глазами, неестественно длинной шеей и треугольным кошачьим лицом.

Жаклин со скрещенными руками. Пабло Пикассо, 1954
Жаклин со скрещенными руками. Пабло Пикассо, 1954

Это была, к слову, самая любимая поза Жаклин для позирования. В частности, именно в ней женщина изображена в знаменитой серии «Одалиски». Благодаря этой позе Антонина Валлентин, написавшая биографию Пикассо, окрестила Жаклин «современным сфинксом».

Пикассо познакомился с Жаклин в 1953 году на керамической фабрике Мадура в Валлорисе, ему было 72 года, а ей – 27. Художник мелом нарисовал на стене ее дома белого голубя, а затем в течение полугода каждый день преподносил женщине розу, чтобы добиться ее расположения. Они тихо поженились все в том же Валлорисе лишь в 1961 году после смерти первой супруги Пикассо Ольги Хохловой.

Жаклин в студии. Пабло Пикассо, 1957
Жаклин в студии. Пабло Пикассо, 1957

«Жаклин с цветами» - первый портрет будущей жены Пикассо, отправная точка нового этапа в его личной жизни и нового периода в его творчестве. Когда они познакомились, художник только начал работать над серией «Алжирские женщины» по мотивам знаменитого полотна Эжена Делакруа. Неудивительно, что новая страсть Пикассо наделила всех героинь этих 15 полотен чертами его возлюбленной.

Алжирские женщины. Эжен Делакруа, 1834
Алжирские женщины. Эжен Делакруа, 1834

В завораживающих темных глазах Жаклин, ее черных бровях и высоких скулах он увидел тот классический средиземноморский тип внешности, которым должны были обладать его «Алжирские женщины». Ее же черты он видел и на вдохновившем его полотне, говоря, что «Делакруа уже был знаком с Жаклин раньше».

Автор: Евгения Сидельникова, artchive.ru