Мишки — не Шишкина

Знаете ли вы, что мишек на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» написал вовсе не Иван Шишкин, а его друг Константин Савицкий? Рассказываем подробности этой истории.

Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу, 1889
Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу, 1889

«Утро в сосновом лесу» — пожалуй, самая известная картина Ивана Шишкина. Даже далекие от живописи люди если и не писали в школе «сочинение-описание по картине Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу"», то уж с конфетами «Мишка косолапый» наверняка сталкивались. Фабрика «Красный Октябрь» придумала конфеты с таким названием и изображением шишкинских медвежат, а также шоколад «Три медведя», на обертке которого фигурировали все те же мишки — все четверо, кстати. Но маму-медведицу не посчитали, а название «Три медведя» настолько закрепилось за этим изображением, что иногда так называли и саму картину. В советское время ходило еще одно шуточное альтернативное название картины — «Мишки на лесозаготовках».

Фрагмент картины Шишкина на обертке конфет
Фрагмент картины Шишкина на обертке конфет

Любопытно, что мишки появились на картине Шишкина в результате соавторства с другим художником. В 1888 году Шишкин написал картину «Туман в сосновом лесу». По одной из версий, заглянувший к нему друг художник Константин Савицкий сказал, что отлично было бы в такого рода пейзаж вписать медвежат, тем самым подал идею, а в итоге сам же ее и реализовал. Однако эскиз 1886 года опровергает эту версию. Мишки были задуманы уже тогда. Фигурируют мишки и на эскизе 1889 года. Однако на окончательной картине мишек написал Савицкий, это достоверный факт.

Константин Савицкий. Охотник, 1874
Константин Савицкий. Охотник, 1874

Но почему же у картины один автор? Не стоит подозревать Ивана Шишкина в сокрытии соавтора. Если всмотреться в левый нижний угол, можно заметить, что возле автографа Шишкина что-то затерто. Это что-то — как раз подпись Савицкого, и затерта она точно не по инициативе Шишкина.

Темное пятно в левом нижнем углу под подписью Шишкина — затертая подпись Савицкого
Темное пятно в левом нижнем углу под подписью Шишкина — затертая подпись Савицкого

Картину заказал Павел Третьяков. Он желал работу Шишкина, и поскольку привык получать то, чего хочет, Савицкому не повезло: Третьяков, увидев две подписи, затребовал французского скипидару и самолично стер автограф Савицкого. А вот гонораром Савицкий не был обделен: Шишкин получил за работу четыре тысячи, одну из которых передал другу как соавтору. Не стоит также верить в желтые скандальные сообщения, дескать, после этой истории Савицкий с Шишкиным даже здороваться не желал. Они и ранее были, и после «Утра» остались хорошими друзьями, к тому же кумовьями: Савицкий крестил сына Шишкина, маленького Константина (который умер в трехлетнем возрасте).

Константин Савицкий. Тёмные люди, 1882
Константин Савицкий. Тёмные люди, 1882

Правомерно ли считать автором картины именно Шишкина? Пожалуй, да, поскольку эта работа безусловно создана в стилистике Шишкина, это его подробный — хоть ботанику по картине изучай — лес, его густой туман, это безусловно его живописный метод. Однако нельзя отрицать, что прелестные медведица с медвежатами Савицкого отлично вписались в шишкинский сосновый лес и придали ему особый шарм. Туманный рассвет в лесу, окутанные утренней розоватой дымкой уходящие в небо сосны, ощущение абсолютной окружающей тишины — иначе мишки бы так привольно не резвились. В итоге перед нами великолепный результат соавторства двух художников. Соглашаясь с тем, что картина по всем критериям «шишкинская», мы предлагаем помнить и о роли Савицкого в создании этой работы, тем более, сам Шишкин ее признавал.

Автор: Алена Грошева, artchive.ru