Самая сексуальная Мадонна в искусстве

Бритая Богоматерь с голой грудью, окруженная красными и синими ангелами. Это не совриск, а знаменитая работа эпохи Возрождения!

 Мадонна с младенцем. Правая створка «Меленского диптиха», 1450-е
Мадонна с младенцем. Правая створка «Меленского диптиха», 1450-е

Работа Жана Фуке, состоящая из двух частей и известная сегодня под названием «Меленский диптих», была создана примерно в 1450 году по заказу Этьена Шевалье, казначея французского короля Карла VII. Это одно из самых загадочных произведений искусства XV века.

На правой створке диптиха, написанного для церкви в Мелене (отсюда название работы), изображена бритая женщина с голой грудью и ребенком на руках, окруженная красными и синими младенцами. Техника, композиция, цвета — картина выглядит, что называется, как новенькая, хотя работа написана почти шесть веков назад.

Белая Мадонна, ярко-красные и синие ангелы — выбор неслучайный. Это цвета королевского герба. По мнению большинства исследователей, прототипом Богоматери стала Аньес Сорель — любимая женщина Карла VII, которая жила при дворе параллельно с некрасивой и нелюбимой женой. Впрочем, умудрившись с ней… подружиться и стать фрейлиной! Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого.

Жан Фуке.  Портрет Карла VII
Жан Фуке. Портрет Карла VII

Откуда же несколько странный вид Богоматери на картине? Дело в том, что мадам Сорель в свои лучшие годы была законодательницей придворной моды. И одной из ее находок была именно эта деталь: облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь.

Впрочем, есть мнение, что в образе Богоматери художник Жан Фуке изобразил свою супругу Катерину, умершую в 1452 году. Оппоненты этой версии упоминают тот факт, что Этьен Шевалье являлся душеприказчиком Аньес Сорель, а также обращают внимание на сходство обликов на картине и скульптурного памятника на могиле Аньес в церкви святого Урсуса в городе Лош (Франция).

Фрагмент скульптуры на могиле Аньес Сорель. Источник фото — daysontheclaise.blogspot.com
Фрагмент скульптуры на могиле Аньес Сорель. Источник фото — daysontheclaise.blogspot.com

На левой створке диптиха, которая хранится в Берлине (правая — в Антверпене), мы видим королевского казначея Этьена Шевалье. Молящийся коленопреклоненный заказчик выведен на работе под собственным именем. По сюжету его покровитель, мученик святой Стефан (его забили камнями до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме, поэтому мы видим изображение камня), передает деве Марии прошение Этьена.

Этьен Шевалье и Св. Стефан. Правая створка «Меленского диптиха», 1450-е
Этьен Шевалье и Св. Стефан. Правая створка «Меленского диптиха», 1450-е

Исследователей продолжает волновать изобразительная манера художника: от необычного эффекта из-за колористического решения створки с Мадонной до смелой трактовки образа Богородицы.

«Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность»… Так отзывался о Мадонне Фуке известный нидерландский философ Йохан Хёйзинга в своей книге 1919 года.
Жан Фуке. Строительство храма в Иерусалиме. Миниатюра к рукописи И.Флавия «Иудейские древности», 1475
Жан Фуке. Строительство храма в Иерусалиме. Миниатюра к рукописи И.Флавия «Иудейские древности», 1475
Жан Фуке. Правосудие. Заседание суда под председательством короля Карла VI, 1460
Жан Фуке. Правосудие. Заседание суда под председательством короля Карла VI, 1460

Справка Артхива. Жан Фуке (ок. 1420−1481) родился в городе Тур в долине Луары. После обучения в Париже и пребывания в Италии он вернулся в родной город, который во второй половине XV века был значительным культурным центром, резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI. Фуке, выдающийся портретист и мастер миниатюр, один из первых представителей французского Возрождения, работал при дворах упомянутых королей, причем с 1475 года официально значился «королевским живописцем».

Подписывайтесь на наш канал!

Артхив в Телеграме