Сказочный сад Клода Моне: не только кувшинки

13.11.2017

Художник потратил 30 лет на создание идеального места для жизни и работы.

О деревне Живерни не знал в конце XIX века почти никто. Только сами жители да их соседи из ближайших сел. В ней проживали чуть больше 300 человек, была одна школа и несколько кабаков. Сегодня это место-легенда, город-достопримечательность, принимающий тысячи туристов и поклонников одного-единственного художника-садовода, превратившего эту деревеньку в художественную Мекку.

Клод Моне. Белые кувшинки, 1899
Клод Моне. Белые кувшинки, 1899

Этот дом с розовой штукатуркой и серыми ставнями Клод Моне искал долго: отправлялся на несколько дней в путешествие вдоль Сены, заглядывал в ресторанчики и интересовался у местных, не сдает ли кто большой дом поблизости. А дом нужен был очень большой. Первая жена Моне к тому времени умерла, оставив Клоду двоих сыновей и право строить свою жизнь дальше. Алиса еще женой не была, но шестеро ее детей от первого брака уже называли художника «папа Моне».

1. Клод Моне. Камилла вышивает, 1875
2. Клод Моне. Алиса Ошеде в саду, 1881
1. Клод Моне. Камилла вышивает, 1875 2. Клод Моне. Алиса Ошеде в саду, 1881

Через несколько лет художник выкупил дом и остался здесь уже до конца жизни, вырубил огромное окно в мастерской, расчистил ригу. Соседи посмеивались: «Цветы сажаешь? Что ты с них взять-то сможешь? Чудаки эти городские». Но Моне еще никогда не был так восторженно одержим и так сладко счастлив: он вырубил кипарисовые аллеи и засадил двор розами, он покупает книги и журналы для садоводов, переписывается с питомниками, друзья привозят ему со всего мира редкие растения и саженцы. Когда этот сумасшедший решил выкупить соседний участок, сплошное болото, жители Живерни уже ничему не удивлялись.

В ближайшие 30 лет Клоду Моне будет чем заняться. Он осушит болото и на его месте создаст пруд, со временем здесь разрастется сказочный сад, о котором до сих пор пишут подробные статьи ландшафтные дизайнеры. Плакучие ивы, глициния, рододендроны, бамбук, розы, и, конечно, знаменитые водяные лилии, заказанные из Японии. Уезжая в длительные путешествия за мотивами и вдохновением, Моне не мог спать и работать, если вдруг ударяли неожиданные морозы, он каждый день напоминает в письмах родным укрыть розы, по-настоящему мучится, когда сад страдает от пыли, холода, неповоротливых посетителей.

Клод Моне. Сад художника в Живерни, 1900
Клод Моне. Сад художника в Живерни, 1900

Японский мостик в своем водном саду Клод Моне написал больше 20 раз: сначала он залит светом, он сказочно-завораживающий, позже слепнущий художник почти не различает цветов, краски на палитре разложены по порядку, чтоб можно было нащупать нужную – и японский мостик то погружается в голубоватую дымку, то загорается осенне-багряным пламенем или тонет в напряженных тенях. Но в любое время этот водный мир все так же наполнен жизнью и заманчив, по мостику Моне всегда сладко, страшно и жутко интересно бы пойти – вход на него видим, а выход за пределами картины. Философ Николай Александров прогулялся с линейкой и циркулем по мостику Моне и обнаружил, что это прямой путь к новому, современному, искусству: «Это и есть основной мотив модерна: мир в отсутствие человека живет своей таинственной и собственной жизнью, а при людях только прикидывается нейтральным».

От мира искусственного, человеческого, здесь только мостик. Но и он, если рассмотреть поближе, просто чистый загрунтованный холст, пробел в живом.

Автор: Анна Сидельникова, artchive.ru

Подписывайтесь на наш канал