Во Франции рассекретили личную коллекцию Клода Моне

01.11.2017

Большинство картин из своего собрания художник хранил в тайне и показывал лишь избранным.

Клод Моне был не только одним из самых известных художников своего времени, но также страстным и взыскательным коллекционером. При этом большинство его сокровищ были скрыты от посторонних глаз, а сам живописец своё увлечение не афишировал. Искусствоведом пришлось провести «сложное детективное расследование», чтобы оценить масштабы его собрания. Их открытия и 77 картин из дома мастера сейчас представлены в экспозиции «Моне-коллекционер» в Музее Мармоттана в Париже.

Пьер Огюстр Ренуар, фрагмент портрета «Мадам Клементина Валенси Стора (Алжирская женщина)» (1870), Музей изобразительных искусств Сан-Франциско
Пьер Огюстр Ренуар, фрагмент портрета «Мадам Клементина Валенси Стора (Алжирская женщина)» (1870), Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

В коллекцию Моне входили работы Кайботта, Коро, Дега, Делакруа, Мане, Моризо, Писсарро и даже скульптуры Родена. Но наиболее обширно были представлены Сезанн и Ренуар — по 14 произведений каждого.

Жильбер де Северак, «Портрет Клода Моне». 
Музей Марморттана — Моне, Париж
Жильбер де Северак, «Портрет Клода Моне». Музей Марморттана — Моне, Париж

В конце жизни Клод Моне открылся множеству биографов и журналистов, но к моменту смерти в 1926 году ему всё же удалось сохранить кое-что в секрете. В частности — свою коллекцию. Значительная её часть хранилась во внутренних комнатах дома в Живерни, куда посчастливилось заглядывать лишь избранным друзьям и коллегам художника. По словам Марианны Матьё, директора Музея Мармоттана — Моне, гости могли посещать сад, столовую и гостиную на первом этаже. А рисунки, картины и скульптуры — как своих современников, так и предшественников — хозяин держал наверху.

«Моя коллекция лишь для меня одного… и нескольких друзей— признавался Моне. — Я держу её в спальне, у кровати».

Камилла Моне и ее сын Жан в саду в Аржантее.
 Пьер Огюст Ренуар, 1874
Камилла Моне и ее сын Жан в саду в Аржантее. Пьер Огюст Ренуар, 1874

Несмотря на то, что в последние годы жизни художника появилось множество письменных свидетельств о нём, немногие намекали на объём коллекции или мотивы при её формировании. Исследования усложняются ещё и тем, что опись, сделанная после смерти Моне, была уничтожена во время Второй мировой войны. Коллекция живописца перешла его сыну Мишелю, а от него — Музею Мармоттана. Но часть произведений оказалась в сокровищнице других крупных мировых учреждений, таких как Метрополитен-музей, MoMA и Национальная галерея в Лондоне.

Эжен Буден, «Колокольня св. Екатерины, Онфлёр» (1897)
Эжен Буден, «Колокольня св. Екатерины, Онфлёр» (1897)

Экспертам удалось подтвердить провенанс 120-ти произведений искусства. Документы свидетельствуют, что Клод Моне начал коллекционировать в 1859 году, когда приехал в Париж. Но только в 1880-х годах он стал подходить к этому со страстью и серьёзностью, которые сохранил до конца жизни.

Крестьянки, сажающие горох. Камиль Писсарро, 1891
Крестьянки, сажающие горох. Камиль Писсарро, 1891

«Тут не было ничего общего с рынком, с поддержкой друзей и вообще с дружбой. Моне хотел собрать произведения, которые он считал значительными. Все они связаны с его главным интересом, импрессионистской живописью, но все отличаются от того, что делал он», — поясняет Марианна Матьё.

Один из таких примеров — «Юная купальщица» (1892), одна из самых красивых картин ню Пьера Огюста Ренуара — которой сейчас владеет Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Моне приобрёл её в 1900 году у арт-дилера Поля Дюран-Рюэля за 6000 франков.

Пьер-Огюст Ренуар, «Юная купальщица» (1892). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Пьер-Огюст Ренуар, «Юная купальщица» (1892). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Когда у Моне было достаточно денег, чтобы купить Ренуара на рынке, он приобретал купальщиц. Сам он никогда не писал ню, но собирал их», — подчёркивает искусствовед.

В первые два десятилетия в Париже Моне получал работы в подарок. Позже ему также преподносили важные произведения. Среди них был семейный портрет художника, выполненный в 1874 году Эдуаром Мане, «Урок фортепиано» (1879) Гюстава Кайботта и его же эскиз знаменитой сцены «Париж. Дождливый день» (1877). Картину «Утренний туалет» (1886) ему презентовала лично Берта Моризо, а позже ещё два полотна — её дочь, в память о матери. Жена Писсарро подарила Моне работу мужа «Крестьянки, сажающие горох» (1891) в знак признательности за финансовую помощь при покупке дома.

Эдуар Мане, «Женщина в профиль в меховом пальто» (ок. 1879)
Эдуар Мане, «Женщина в профиль в меховом пальто» (ок. 1879)

Первые приобретения сам коллекционер делал после долгих раздумий, и это были произведения, с которыми он не расставался всю жизнь. Среди них — «Пикник на берегу реки» (1873 — 1874) Поля Сезанна и «Женщина в профиль в меховом пальто» (ок. 1879 года) Мане. Последнюю Дюран-Рюэль приобрёл на распродаже в феврале 1884 года за 180 франков и перепродал Моне уже за 250. Таким же образом Моне стал владельцем многих работ впоследствии: он посещал аукционы и предшествующие им выставки, но не делал ставки. Вместо этого художник договаривался с дилером или знакомым, который участвовал в торгах, и позже покупал работу у этого человека в стороне от глаз публики.

Пикник на берегу реки. Поль Сезанн, 1874
Пикник на берегу реки. Поль Сезанн, 1874

«Самое удивительное, что в случае с Сезанном или Дега он не обращался напрямую к самим художникам, которых знал уже более пятнадцати лет», — пишут кураторы в каталоге к выставке.

В 1890-е годы Моне стал достаточно богат, и мог позволить себе заплатить тысячи франков за одну работу. Первой, вероятно, была картина Моризо «Крынка молока» (1890), за которую в 1892 году он выложил полторы тысячи.

Крынка молока. Берта Моризо, 1890
Крынка молока. Берта Моризо, 1890

Именно тогда Моне уделял особое внимание творчеству Сезанна. Дилер последнего Амбруаз Воллар устанавливал высокие цены, учитывая высокий спрос и ограниченное количество работ художника. Хотя в середине 1890-х годов Моне купил ряд полотен за сотни франков, в 1898-м стал владельцем «Натюрморта с горшком имбиря» (1893) за 4,5 тысячи, а в последующие годы заплатил более 8-ми тысяч за ряд других картин коллеги. Сопоставимые суммы он выкладывал за произведения Ренуара. Например, композиция «Мечеть. Арабский праздник» (1881) обошлась ему в 10 тыс. франков.

Мечеть. Арабский праздник. Пьер Огюст Ренуар, 1881
Мечеть. Арабский праздник. Пьер Огюст Ренуар, 1881

Самой известной частью коллекции Моне были японские гравюры. После него осталась 231 такая работа, включая множество произведений Кацусики Хокусая, Утагавы Хиросигэ и Китагавы Утамаро. Как известно, японское искусство повлияло на выбор тем и палитру как самого Моне, так и его современников. Несмотря на это, художник считал эти произведения «декоративными» и украшал ими «гостевые» комнаты своего дома на первом этаже, а также лестницу и ванную комнату.

Обильный снегопад в конце года. Утагава Кунисада, 1847
Обильный снегопад в конце года. Утагава Кунисада, 1847

Выставка «Моне-коллекционер» в Музее Мармоттана — Моне продлится до 14 января 2018 года.

Автор: Влад Маслов, artchive.ru

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме