Все секреты «Завтрака гребцов» Ренуара

17.10.2017

Рассказываем, как создавалось масштабное полотно, где его можно увидеть в ближайшее время, и кого увековечил на нем великий художник.

Завтрак гребцов. Пьер Огюст Ренуар, 1881
Завтрак гребцов. Пьер Огюст Ренуар, 1881

Собрание Филлипса в Вашингтоне представляет исключительную выставку, вдохновлённую жемчужиной своей сокровищницы — знаменитым «Завтраком гребцов» (1881) Пьера Огюста Ренуара. Экспозицию «Ренуар и друзья» дополняют более сорока тщательно отобранных работ из частных и публичных коллекций по всему миру. В центре внимания — процесс создания полотна и рассказ о разных людях, которые воодушевляли художника.
Посмотрев внимательно на героев картины, посетители узнают увлекательную предысторию, которая проливает свет не только на это грандиозное творение и его персонажей, но и на самого Ренуара.

«Завтрак гребцов», признанный одним из величайших произведений в творчестве Пьера Огюста Ренуара, — это крупномасштабный феномен живописи. У этого шедевра нет известных подготовительных эскизов, а годы его создания отмечены встречами с известными людьми, которые помогли импрессионисту реализовать его амбициозную идею. Ни на одной другой их больших картин Ренуара — за исключением «Бала в Мулен де ла Галетт» (1876) — нет такого количества фигур.

Кто есть кто на картине «Завтрак гребцов»: 1 — Алин Шариго, будущая жена Ренуара; 2 — Альфонс Фурнез-младший, сын хозяина лодочной станции; 3 — Альфонсина Фурнез, его сестра; 4 — Рауль Барбье, бонвиван и бывший мэр Сайгона, барон; 5 — Жюль Лафорг, поэт, критик и личный секретарь Шарля Эфрусси; 6 — актриса Эллен Андре; 7 — Анжель Лего, натурщица, актриса и певица; 8 — Шарль Эфрусси, искусствовед, коллекционер и редактор; 9 — Гюстав Кайботт, богатый меценат и художник; 10 — Антонио Маджиоло, итальянский журналист; 11 — Эжен Пьер Лестренге, чиновник; 12 — Поль Лот, путешественник, журналист и писатель; 13 — Жанна Самари, актриса.

На самом деле люди, изображённые на картине, не позировали Ренуару одновременно. Все они приезжали в Шату в разные дни и терпеливо замирали в нужной позе, пока художник писал их. На полотне будущая жена импрессиониста Алин Шариго играет с собачкой, художник и меценат Гюстав Кайботт в соломенной шляпе курит, сидя на стуле, актриса Жанна Самари флиртует с чиновником Пьером Лестренге и писателем Полем Лотом, поправляя шляпку. Альфонсина Фурнез, дочь хозяина, опирается на перила террасы, а её брат — мускулистый бородач в соломенной шляпе — смотрит вдаль.

Ланч в ресторане Фурнез. Пьер Огюст Ренуар, 1875
Ланч в ресторане Фурнез. Пьер Огюст Ренуар, 1875

"«Завтрак гребцов» — это гораздо больше, чем разношёрстная группа друзей, которые прекрасно проводят время, — подчёркивает Элиза Рэтбоун, главный куратор Собрания Филлипса. — О Ренуаре и его работе написано много. Наш проект должен отделить факты от вымысла и выявить как можно больше конкретных деталей и доказательств того, как можно было воплотить на холсте группу журналистов, критиков, моделей, коллекционеров и путешественников, которые вдохновили автора".

На выставке представлены результаты недавних исследований «Завтрака гребцов», демонстрирующие многочисленные изменения, которые художник сделал в процессе создания картины.

Фрагмент картины «Завтрак гребцов» и его инфракрасный снимок. Фото: phillipscollection.org
Фрагмент картины «Завтрак гребцов» и его инфракрасный снимок. Фото: phillipscollection.org

Например, Ренуар кое-что изменил в паре мужчин, беседующих в дальнем конце веранды. После инфракрасного сканирования выяснилось, что Шарль Эфрусси в цилиндре изначально высматривал кого-то за пределами балкона, а его голова была повёрнута в три четверти. Обратив его лицом к человеку слева (вероятно, его персональному секретарю Жюлю Лафоргу, поэту и критику), Ренуар усиливает их отношения, вовлекая в разговор.

Рядом с известным шедевром в залах Собрания Филлипса выставлены редкие и знаковые работы самого Ренуара и его друзей, помогающие понять этих неординарных людей. Алин Шариго представлена на таких полотнах, как «Сельский танец» (1883) из Музея Орсе, а также экспонатах из музея Школы дизайна Род-Айленда, Музей изобразительных искусств в Бостоне, Филадельфийского художественного музея.

Сельский танец. Пьер Огюст Ренуар, 1883
Сельский танец. Пьер Огюст Ренуар, 1883

Представлен широкий спектр произведений близкого друга Ренуара — Гюстава Кайботта. Основные из них — «Мужчина, швартующий ялик» (1878) из Музея изящных искусств Вирджинии, «Жёлтая лодка» (1891) из Музея Нортона Саймона и картины, которые частные коллекционеры нечасто предоставляют взаймы.

Человек, швартующий ялик. Гюстав Кайботт, 1878
Человек, швартующий ялик. Гюстав Кайботт, 1878

Редкий портрет одного из преданных сторонников художника Шарля Эфрусси дополнен некогда принадлежавшими ему шедеврами, а также публикациями, проливающими свет на жизнь и достижения этого необычного человека.

Портрет Шарля Эфрусси.  Леон Жозеф Флорантен Бонна, 1906
Портрет Шарля Эфрусси. Леон Жозеф Флорантен Бонна, 1906

Через четыре года Собрание Филлипса будет праздновать своё столетие. Его основатель Дункан Филлипс впервые увидел «Завтрак гребцов» в 1911 году у Поля Дюрана-Рюэля, дилера Ренуара. С тех пор полотно находилось в первых строчках списка желанных картин американского коллекционера и арт-критика. В конце концов, он приобрёл его в 1923 года за внушительную по тем временам 125 тыс. долларов. С тех пор идиллическая сцена остаётся самым известным и самым популярным произведением искусства в Собрании Филлипса.

Парусники в Аржантёе. Пьер Огюст Ренуар, 1874
Парусники в Аржантёе. Пьер Огюст Ренуар, 1874

Выставка «Ренуар и его друзья» в Собрании Филлипса в Вашингтоне продлится до 7 января 2018 года.

artchive.ru

Подписывайтесь на наш канал

Артхив в Телеграме