Как Супермен, Бэтмен и Капитан Америка победили Гитлера

В конце XIX века медиамагнат Уильям Херст опубликовал первый американский комикс «Медвежата и тигр». Херст и раньше активно использовал иллюстрации в своих изданиях, но после «Медвежат...» графические истории стали его главным оружием. Немногим позже убедительную силу комиксов оценили другие издатели. Так началась история нового искусства, которое, возможно, быстрее всех откликалось на события в истории человечества.

Начало XX века. Первые потрясения

Незадолго до начала Первой мировой войны во французских детских журналах появились рисованные истории «La Semaine de Suzette» («Неделя Сюзетты») о горничной Бекассин, а в журнале «L’Epatant» («Щеголь») серия о трех друзьях «Les Pieds nickelés» (дословно, «те, кто не беспокоится о работе»). В 1914 году эти герои отправились на фронт. Любопытно, что и в комиксах о Бекассин, и в «Les Pieds nickelés» помимо историй о персонажах, читатели могут многое узнать о жизни Франции той эпохи. В первом томе о Бекассин видна даже перемена формы французской армии.

«Les Pieds nickelés» были рассчитаны на взрослую аудиторию: на женщин в тылу и раненых солдат, которые когда-нибудь вернутся на фронт. Истории трех шалопаев, попадающих на войне в самые немыслимые ситуации и всегда выходящих «сухими из воды», должны были и развеселить читателей, и внушить им гордость за собственный простоватый, но находчивый народ, который противопоставляется немцам-тугодумам.

Разумеется, эти комиксы не были единственными во времена Первой мировой, но и они, и другие графические истории потеряли былую популярность после ее окончания. Эта война вернется в комиксы намного позже, причем не только в европейские, но и в американские.

Ревущие 20-е и депрессивные 30-е

Между тем в 20-е годы в мире появились дела и поважнее, чем прошлые обиды и страхи. В Европе растет недоверие к новому государству — СССР, а в США в конце десятилетия начинается Великая депрессия. Это также находит свое отражение в комиксах.

С 10 января 1929 по 11 мая 1930 года в детском отделении бельгийской газеты Le XXe Siècle публикуется история о путешествии репортера Тинтина в страну Советов. Основой для нее послужила книга «Москва без прикрас», написанная бывшим бельгийским консулом в Ростове-на-Дону, Жозефом Дуйе. Молодой Советский Союз здесь действительно представлен «без прикрас»: Тинтин и его вечный спутник, пес Милу, несколько раз спасаются от покушений ГПУ, прячут пшеницу крестьян от красноармейцев и крадут аэроплан, убегая от расстрела. На родине во Франции их встречают как национальных героев, а в СССР сделали вид, что никакого Тинтина, даже на бумаге, не существует. У нас комиксы считались детским развлечением, и во взрослой литературе их почти не было.

На другом континенте в это время разыгралась не менее страшная трагедия, чем в России. В 1929 году в США грянула Великая депрессия — самый тяжелый экономический кризис в новой истории. Могли ли создатели комиксов остаться в стороне? Конечно нет! Во многом, именно Великая депрессия сформировала Супермена — одного из самых знаменитых и успешных персонажей. Он же ввел моду на супергероев: с момента его появления американский комикс завоевал мировой рынок.

Карьеру супергероя Кларк Кент начал и как защитник бедных и слабых, и как борец за сохранение старинных зданий, а его противниками оказываются нечестные политики и банкиры. В эпоху, когда владельцы банков стали настолько ненавистны людям, что Бонни и Клайд превратились в национальных героев, Супермен оказался воплощением надежд на честного и благородного защитника. Кстати, придуман он был еще в 1933-м, и в его внешности и поведении много напоминаний об ушедшей эпохе.

Красные трусы Супермена — ни что иное, как переделанный костюм цирковых силачей.

«Метрополис» — название города, в котором действует герой, пришло из легендарного фильма Фрица Ланга, вышедшего в 1927 году.

Культура 20-х повлияла и на другого легендарного персонажа компании DC Comics, Бэтмена. Закрытая маска, развевающийся плащ и четкая установка на борьбу с преступниками делают его похожим на Зорро, с которого, отчасти, он и был срисован. А гангстерский Готэм стал собирательным образом многих американских городков 20-х — 30-х годов. Первый выпуск комиксов о Бэтмене вышел в 1939 году, почти сразу после появления историй о Супермене. Совсем скоро в мире начнется Вторая мировая война и эти герои, как в свое время персонажи французских комиксов, будут «мобилизованы».

40-е роковые

Многие создатели комиксов были евреями, среди них Джерри Сигел, Джо Шустер и «отец графического романа» Уилл Айснер. Естественно, они не могли сидеть сложа руки, пока тысячи их соотечественников гибли в концлагерях.

Сражаться с нацизмом Супермен, Бэтмен и другие герои комиксов DC начали задолго до официального вступления США в мировую мясорубку. Уже в 1941 году на обложках комиксов супергерои били Гитлера и расстреливали людей, одетых в нацистскую форму. Причем, к содержанию самого номера это могло не иметь никакого отношения. Графические истории стали своеобразной формой протеста. Позже убедительность комиксов оценило и правительство. Рузвельту необходимо было оправдать военное вмешательство в чужой конфликт, в стране появилось Управление военной информацией, которое, в том числе, занималось комиксами. Ведомство, просуществовавшее до 1945 года, отвечало за пропагандистские обложки, военную рекламу, а потом и за массовые поставки комиксов на фронт. Результат был налицо: с началом Второй мировой в стране ежемесячно выпускалось 15 миллионов комиксов. Спустя полтора года это число достигло отметки в 25 миллионов.

Это было время, когда и авторам, и читателям не будет ясно, на чьей стороне добро. И тем не менее в начале Второй мировой тот же Супермен в одиночку справлялся не с немецкими или итальянскими войсками, а с армией вымышленной страны, очень похожей на собирательный образ солдат нацистско-фашистского блока.

В истории про Супермена был случай, когда он действительно победил сильную организацию, причем не на страницах журнала, а в реальности. Речь идет о Ку-клукс-клане.

Секреты расистского сообщества авторам комиксов выдал внедрившийся туда Стетсон Кеннеди. Самостоятельно развалить Ку-клукс-клан у Кеннеди не получилось, и он предложил сценаристам DC Comics описать историю победы героя над клангсменами. В итоге в комиксах не только были раскрыты секреты клана, но и высмеяны их обряды. После этого сообщество распалось. Кстати, у самого Стетсона Кеннеди есть нечто общее с Суперменом: как и Кларк Кент он работал журналистом, как и он, надевал костюм, чтобы помочь людям.

Немного смелее действовали художники только что рожденной компании «Timely Comics» (будущей Marvel Comics). В марте 1941 года вышел первый номер комикса о Капитане Америка — персонаже-фронтовике. Этот супергерой был создан для того, чтобы пробудить в американцах патриотические чувства, и стал настолько популярным, что ненадолго затмил самого Супермена. Кроме «патриотической» составляющей в биографии Капитана Америки есть еще и история успеха: невысокий и щуплый художник из Бруклина превратился в лучшего солдата армии США и получил оружие из рук самого президента Рузвельта.

Наука, Холодная война и Железный человек: что общего? 

Почти сразу после капитуляции Германии и завершения боевых действий в Китае, популярность комиксов стала падать. Капитан Америка, например, был вообще забыт и вернулся в ряды супергероев лишь несколько десятилетий спустя. Почему так получилось? Комиксы нередко обвиняли в жестокости, а военные рисованные истории грешили этим больше всего. Люди устали от насилия и пытались строить мирную жизнь. Компания DC сосредоточилась на детективных комиксах, в это время появился обновленный Флэш — Генри Аллен, а компания «Timely», в 50-е переименованная в «Atlas Comics», экспериментировала с жанрами. Среди прочего важное место занимала научная фантастика. «Timely» создала несколько комиксов, ориентируясь на успех научно-фантастических фильмов, но сами графические истории оказались неудачными, и к концу десятилетия скатились до комиксов о космических монстрах.

Научную фантастику вытянули все те же супергерои, к концу 50-х — началу 60-х снова вышедшие из тени. В 1963 году писателем Стэном Ли, сценаристом Ларри Лейбером и художниками Доном Хеком и Джеком Кирби был создан Железный человек — герой, изначально не обладающий никакими супер-способностями, кроме выдающегося ума. Прототипом для Тони Старка послужил «изобретатель, авантюрист, мультимиллиардер, ловелас и, наконец, псих» Гарвард Хьюз.

Старк — богатый промышленник-изобретатель, раненный при испытании нового оружия. Во время Вьетнамской войны он попадает в плен, и условием его освобождения является создание оружия массового поражения. Вместо этого Старк создает супер-костюм, с помощью которого выбирается из плена. На долгое время главными врагами Железного человека оказываются выходцы из Китая, Вьетнама и других стран азиатского региона (выпад в сторону коммунистических стран), позже Стэн Ли делает его борцом с корпоративным криминалом и терроризмом.

«Был разгар Холодной войны. Наши читатели, молодые читатели, если была единственная вещь, которую они ненавидели, то ей была война, ей была армия... А я создал героя, который соответствовал этому образу на сто процентов. Он был производителем оружия, поставлял вооружение в армию, был богатеем, был промышленником... Я думал, что будет забавно создать такого персонажа, который никому не нравится, никому из наших читателей, и скормить его им, и заставить полюбить...» Стэн Ли

Тему войны во Вьетнаме создатели комиксов старались избегать, но совсем уйти от нее у авторов не получилось. Об агрессии США напоминает Каратель — антигерой, созданный писателем Джерри Конуэем и художниками Джоном Ромита и Росом Эндрю. Персонаж «родился» в феврале 1974-го, за год до окончания вьетнамской кампании. Фрэнк Касл — настоящее имя героя — сначала хотел быть священником, но попал в армию и прошел очень серьезную школу боевой подготовки, побывав на фронте во Вьетнаме. В комиксах, так или иначе посвященных этому персонажу, объясняется, что еще до армии он не умел прощать людей, но, во многом, он воспринимается как герой, покалеченный войной.

60-е: «нет!» социальному неравенству 

В 60-е комексисты увлекаются социальными изменениями. В 1966 году в комиксах появился первый темнокожий супергерой — Черная пантера, а в начале десятилетия Стэн Ли и Джек Кёрби придумали группу персонажей, названных «Людьми Икс». В первый состав «икс-менов» вошли Циклоп, Джина Грей, Зверь, Ангел и Ледяной Человек. Дальше к ним присоединились другие персонажи.

Эта команда стала интересным явлением в мире комиксов. В историях про «икс-менов» собраны многие социальные проблемы, ставшие публичными в период их появления. С самого начала создатели команды «держали руку на пульсе» и прислушивались к общественным дискуссиям. Так, в школе профессора Ксавьера почти равное количество мужчин и женщин (состав группы постоянно меняется, поэтому отследить точное количество человек сложно).

Люди Икс стали первыми, кто открыто заговорил о своей гомосексуальной ориентации. В 1979 году в ее составе появился Полярная Звезда — первый герой-гей, совершивший каминг-аут, он же стал пионером во вселенной Marvel, вступившим в однополый брак. Гомосексуальные или бисексуальные отношения также были у Анола, Мистик, Дакена (сына Росомахи, между прочим) и многих других.

Несмотря на наличие Полярной Звезды, DС, возможно, опередил Marvel: слухи о гомосексуальности Бэтмена ходят с самого начала его появления в комиксах. Правда, они много раз опровергались самими же создателями.

Разное происхождение героев отвечает запросу на многокультурность. Профессор Икс собирал своих мутантов со всего мира, в итоге в его особняке оказались европейцы, азиаты и африканцы. Есть среди «икс-менов» и русские персонажи. Кроме этого, в семье мутантов (а ведут себя они именно как семья) мирно уживаются атеисты (Росомаха и Колосс) и герои, для которых религия является центром жизни, например, католик Ночной Змей и мусульманка-суннитка Сурайи Кадир (Пыль). Но самое интересное в социальной составляющей истории про Людей Икс — это спор профессора Ксавьера и его оппонента Магнето, которых ассоциируют с лидером борьбы за права афроамериканцев Мартином Лютером Кингом-младшим и исламским духовным лидером Малкольмом Икc. Причин для таких ассоциаций много: от прямых цитат из речей политиков до образа мутантов как жертв толпы, который перекликается с линчеванием негров до начала Движения за права афроамериканцев.

В новейшей истории «икс-мены», как и другие персонажи Marvel Comics, также оказались в эпицентре событий.

Гражданская война: аллюзия на терроризм

Главным событием 2000-х в вымышленном мире героев комиксов стала Гражданская война, инициированная Marvel. Авторы одной из крупнейших компаний умудрились поссорить и переубивать половину своих лучших персонажей. Потом, конечно, спохватились и самых интересных воскресили. Но к реальной истории это уже не имеет отношения, чего не скажешь о причинах войны.

Конфликт начался с массового убийства, в котором погибли 900 детей (авторы не поскупились на количество трупов). По легенде простые американцы обвинили в происшедшем героев. Масло в огонь подлило правительство, которое обязало всех сверхлюдей раскрыть свои личности, пройти регистрацию и обучение, чтобы по-прежнему помогать людям, но уже в качестве официальных агентов. Это и разделило персонажей Marvel на два лагеря: тех, кто выступал за регистрацию, возглавил Железный человек, а тех, кто против, — Капитан Америка.

История о гражданской войне — это аллюзия на события 2001 года: страшный теракт 11 сентября и «Патриотический акт», последовавший за ним и расширяющий возможности ФБР в вопросах слежки за гражданами. «Регистрация» героев — это кивок в сторону нарушения американских ценностей, например — права на свободу. Логично, что Капитан Америка, как главный защитник прав и свобод, выступил против действий правительства.

«Политическая аллегория будет видна только тем, кто является политически подкованным. Дети же прочтут это и увидят лишь грандиозную битву супергероев», — рассказывал сценарист этой серии Марк Миллар.

Сегодня комиксы продолжают идти в ногу со временем. Вновь возрастающий спрос на интеллектуальность воскресил, пожалуй, самого необычного персонажа Marvel — доктора Стрэнджа, дискуссия о феминизме сделала популярными Чудо-женщину и Мистик, а возрастающая террористическая угроза и информационная безопасность отразились в теме нейронных сетей Второй гражданской войны Супергероев.

Автор: Раиса Ханукаева, редактор eksmo.ru