Давать ли чаевые на заправке?


10, 20, 50 или даже 100 рублей - столько многие люди оставляют заправщикам на АЗС за то, чтобы самому не искать заправочную горловину и не трогать грязный пистолет. А еще и окна помоют за эти деньги. Однако далеко не всем эта "услуга" по душе, и этому есть причины.

В моем детстве, пришедшимся на девяностые, работа заправщиком на АЗС была любимым способом заработка среди школьников. Мытье окон и фар на светофорах было гораздо менее прибыльным, криминал не всем был интересен - вот и крутились пацанчики у заправок, помогая дядям и тетям заливать бодяженное топливо в их автомобили за монетки и скомканные бумажки небольшого номинала. Никаких официальных заправщиков в штате АЗС тогда не было, и эти деньги были единственным возможным заработком для заправщиков (который иногда нагло отбирали быки в кожанках на черных бумерах).

С тех самых пор я по привычке всегда оставляю на чай заправщикам 20-30 рублей, обычно заправляюсь я на 1500-2000р. Как показал опрос, так же поступает большинство читателей моего блога в Facebook. Некоторые из них, впрочем, дают на чай 10 рублей, другие - от 50 до 100, если им еще и окна помоют. По словам самих заправщиков, у них действительно есть зарплата (15-50 тысяч рублей, в зависимости от региона) но именно чаевые составляют их основной доход (до 2000р за смену).

Разумеется, есть у такой позиции (давать на чай) и противники. Их аргументы просты и понятны:

- сейчас все заправщики получают зарплату, а не только на чаевые, обойдутся
- их работа - комплимент за мою лояльность данной АЗС
- я плачу картой и у меня нет мелочи
- вы же не даете чаевые уборщице, убирающей вашу лестничную клетку и подъезд
- забрызгивают авто топливом, пистолетами царапают авто, а щетками - стекла
- не ставят на место крышку бензобака
- не хочу платить за навязанную услугу

Есть еще и более серьезный аргумент, приведенный моим читателем Максимом, которому на АЗС федеральной сети в авто с бензиновым мотором залили полный бак дизельного топлива вместо 95-го бензина, который он просил. Не заметив, что ему в чеке пробили дизтопливо, Максим дал заправщику чаевых, и поехал дальше (дело было под Брянском). Результат - гидроудар через несколько км, капитальный ремонт двигателя на практически новом автомобиле, серьезные затраты времени и денег, два года судебных заседаний, апелляций. Суд он в итоге выиграл, но чаевые заправщикам давать перестал.

Другими словами, каждый решает сам для себя, но я предпочитаю дать мелочь, если она есть, и не давать, если ее нет.