Smart ForTwo и ForFour: лайфхак или маркетинг?

07.01.2018

Что такое автомобили Smart: способ взглянуть на жизнь под другим углом, или же хитрый маркетинговый трюк? Новое поколение уже в России, так что пришло время с этим разобраться.

Что отличает сон от реальности? В феерических грезах мир предстает таким, каким мы видим его на самом деле — во всем его гротескном бессмыслии, со всем нашим в нем всемогуществом. Во сне мы можем все — летать, вновь встречаться с первой любовью, порабощать вселенные. Что отделяет сон от реальности? Момент засыпания. Немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр как-то сказал: "Самое счастливое мгновение счастливого человека — это когда он засыпает, как самое несчастное мгновение несчастного — это когда он пробуждается".

Из раза в раз тестируя автомобили Smart, я никогда не мог прочувствовать в моменте той тонкой границы, после которой игрушечная машинка начинает властвовать над миром. Стоит перед тобой такой "смартик" на маленьких узких колесиках, поблескивает матовыми пластиковыми панелями. Садишься в него, дивишься забавному интерьеру. Звонко хлопает дверь. Заводишь. Кузов начинает дрожать в такт трехцилиндровому моторчику. Подтыкаешь передачу, трогаешься… И в следующий момент что-то случается с тобой и миром вокруг. Капсула Tridion гипертрофируется в космический батискаф, на котором плывешь по окружающему океану событий с ловкостью и скоростью, недоступной ни капитану Кусто, ни боевому дельфину. Обычный городской поток замедляет свое течение, превращаясь не в кисель — в желе, сквозь которое ты проскальзываешь быстрее звука, как бесконечно острое лезвие самурайского меча. Парковочные места вырастают в объеме, как пластилиновые грибы-переростки после необычного четвергового дождя. Каждое твое движение — лайфхак, профит, удовольствие. Но прав был старик Шопенгауэр — выходишь из авто, и просыпаешься. Сокрушающая реальность накатывает со всей неумолимой жестокостью. Возможность превратиться в лилипута в мире великанов вне кабины "Смарта" есть только во сне… Впрочем, сегодня мы поговорим не об этом, а про Smart третьего поколения, выпущенный в 2014 году и наконец-таки доехавший до России.

Он стал другим. После изящных Smart'ов предыдущих поколений, словно сошедших с полотен великих мастеров эпохи возрождения, новый выглядит как пухлый заяц-мутант из японских мультиков.

Облаченный в нелепый противоударный чехол гаджет, что-то среднее между “айфоном”, противоударными часами и аварийно-спасательной шлюпкой морского парома. Отчасти это так и есть, ведь по заверениям производителя, Smart стал безопаснее.

Реальный лобовой краш-тест тест с более чем вдвое превосходящим по массе Mercedes S-Класса (50% перекрытие, скорость каждого их автомобилей 50 км.ч.) доказывает, что пассажир и водитель Smart не получат при таком ударе серьезных травм. Спасибо пяти подушкам безопасности и высокопрочной капсуле Tridion!

Новый "Смарт" крупнее предыдущего, и дело не только в "припухлостях". Хотя длина осталась прежней — 2.69 м — автомобиль стал шире на 10 сантиметров (1663 мм). Если раньше водитель и пассажир нежно чувствовали друг друга плечами, даже несмотря на несимметричную установку кресел, то теперь комфорт в салоне сравним с нормальной легковушкой. Это касается и перечня опций. Если снаружи видны только полоски светодиодных ходовых огней (сама оптика по-прежнему галогенная рефлекторная), то внутри Smart преобразился.

Вы могли слышать о том, что прежние поколения Smart обошлись компании Daimler в копеечку. Дескать, даже 1.7 миллиона проданных "смартов" не окупили себя с финансовой точки зрения. Понятно, что "имиджевую" прибавку к бухгалтерскому отчету не пришьешь… Но в любом случае, новое поколение было разработано в деньго-сберегающем альянсе с компанией Renault — с новым Twingo "смартика" роднит около 70% компонентов. Но в салоне это не бросается в глаза.

Конечно, некоторые детали действительно напоминают о французском собрате, например, ручка МКПП, клавиши аварийки и центрального замка, подрулевые переключатели, но все это не умаляет главного — интерьер стал современнее и удобнее, не утратив присущего Smart качества отделки и шарма.

С последним, пожалуй, даже слегка перестарались — приливы воздуховодов на передней панели снаружи выглядят один в один как… лежащий на панели бюстгальтер. Неплохое начало! Дальше больше.

Сидеть в новых креслах удобнее, руль увеличенного размера крутится легче. Запас по ширине, регулировки кресел и рулевой колонки позволяют комфортно себя чувствовать даже действительно крупным людям ростом 190 см.

Сами регуляторы кресел теперь расположены с внешней стороны кресел, что также удобнее.

Приборная панель сохранила основной принцип архитектуры, но стала информативнее. Уже в базе есть внешний тахометр, ранее доступный лишь для “заряженных” версий. Экран в комбинации приборов стал крупным и цветным. На него можно вывести параметры маршрутного компьютера, а также узнать, насколько экологичным ваше вождение кажется инженерам из Смартвилля.

Внимательный глаз заметит на верхней строчке центрального дисплея не только микроскопические показания скорости (в таком виде они бесполезны), но и иконку системы контроля за дорожной разметкой. Да, на новом "смарте" есть и такая система. Также малыш умеет предупреждать об опасном сближении в фронтальном направлении. При этом подруливать или тормозить перед препятствием автомобиль не умеет, а в сильный дождь или снегопад обе системы работают с перебоями. Наличие системы старт-стоп для московских пробок — сомнительное преимущество. Парковочные радары полезнее, но, справедливости ради, зачем они на столь компактном автомобиле с превосходной обзорностью?

Блок климат-контроля выполнен в ретро-стиле, регулировка температуры осуществляется передвижением по температурной шкале "бегунка" со встроенной линзой. Управляющие клавиши расположены вокруг шкалы, при их нажатии загорается контурная подсветка. При температуре -5 градусов Цельсия салон согревается достаточно быстро, но в любом случае совсем не лишним дополнением является подогрев сидений.

Замок зажигания переехал на рулевую колонку, и на центральной консоли хватило места на два подстаканника и выдвижной ящик. Также тут есть разъемы USB, SD, AUX, 12-ти вольтовая розетка, а также — о боги — откидной подлокотник, и это не говоря уже про амбиентную подсветку в салоне…

А еще тут есть панорамная крыша.

Мультимедийное устройство выросло не только в размере экрана, но и в быстродействии. Управляемое при помощи ОС Android, оно имеет дружелюбный интерфейс с хорошим разрешением графики. Различные функциональные разделы имеют свой цвет, поэтому даже путешествуя по дебрям меню, не теряешь связь с реальностью и всегда понимаешь, что именно ты настраиваешь.

Русификация неплоха, с минимальным количеством сокращений. Навигационный модуль от TomTom — хорош, даже умеет считывать пробки по TMC. Звучание аудиосистемы с гордым ярлыком JBL стало лучше, во многом благодаря наличию съемного сабвуфера в багажнике и дополнительной шумоизоляции, что хорошо чувствуется, когда вы закрываете безрамочные двери — теперь они захлопываются без грохота, с нормальным и даже почти благородным звуком.

Тут самое время отметить, что смена поколения принесла увеличение массы на добрый центнер — весит "малыш" недетские 880 кг. Как-то это крепкое кулацкое хозяйство теперь поедет? Ведь под "капотом" — скромный атмосферный литровый трехцилиндровик о 70 л.с., который, в отличие от своего предшественника, практически не передает вибрации на кузов. Крышка моторного отсека — единственное место в этом автомобиле, где я нашел надпись Renault.

На ходу Smart удивил меня во второй раз. Он едет лучше, чем старый! И дело тут не только в том, что вместо медленного "робота" с одним сцеплением в районе задней оси прописалась пятиступенчатая ручная коробка. Прошлый Smart был по большому счету гоночным картом, имевшим тяжелый руль, гоночную управляемость и бескомпромиссную жесткость подвески, вытрясавшую пломбы из зубов на кочках. При попадании в ямы с острыми краями удары в спину были такой силы, что я выходил и проверял, на месте ли колеса.

Новый Smart — это абсолютно нормальный легковой автомобиль: подвеска стала в разы более энергоемкой. Благодаря пересмотру кинематики, увеличению хода подвески и более толстым покрышкам, ездить по нашим дорогам стало гораздо приятнее.

А что с управляемостью, спросите вы, не пала ли она жертвой могущественного лобби бескомпромиссных любителей изысканного комфорта? Действительно, в управлении Smart несколько утратил гоночную остроту, но на его ездовых свойствах это сказалось только в лучшую сторону. Да, крены стали побольше, но… В быстрых поворотах на плохих дорогах задняя ось теперь не спрыгивает с траектории. На прямой автомобиль стоит гораздо лучше на любой скорости. При этом вышивать в потоке на нем можно так же резво, как и на прошлом "смарте".

Еще одно преимущество становится очевидно при маневрировании — почти на два метра уменьшился радиус разворота! Теперь на полный разворот двухдверному "смарту" достаточно менее 7 метров. Расход топлива при активной езде по городу — около 8.5 литров, при этом система оценила мой стиль езды в 39% от максимально экономичного.

Теперь пара слов о функциональности. Багажный отсек с откидным задним бортом лишился удобного подвесного кармана, зато его размер оказался достаточным для перевозки не только содержимого тележки из супермаркета, но и сложенной детской коляски. Сам задний борт, легко выдерживающий двоих взрослых, получил более удобный механизм открывания, при этом в нем все так же спрятан вместительный ящичек.

Детское кресло прекрасно встало на переднее пассажирское сиденье благодаря встроенным креплениям Isofix. При этом сохранилась возможность его вращения, что очень удобно.

Сервисный щиток спереди стал сниматься удобнее, чем раньше. Под пластиковой крышкой находятся ЭБУ, бачки омывателя, охлаждающей жидкости, усилитель тормозов, аккумулятор. Спорное решение, ведь замок “капота” есть не во всех комплектациях…

А что до четырехдверной модели ForFour?

Если прежде этот автомобиль сильно отличался от ForTwo, представляя собой перелицованный Mitsubishi Colt, то теперь это все тот же новый ForTwo, только удлиненный на 80 см — длина составляет 3,49 м.

Двери тут — обычные, с рамками, зато их на две больше. Спереди салон ничем не отличается.

Задние двери распахиваются на 90 градусов, для облегчения входа-выхода. Стеклоподъемников там нет — вместо них окна приоткрываются по принципу форточки. Задние кресла можно откидывать и складывать, достигая различных конфигураций багажного отсека. Для этого задний бокс-подлокотник тоже сделан съемным. У сидений — короткие и плоские подушки, но это не важно, так как даже у невысокого человека посадка тут получается с сильно согнутыми коленями. Ехать на дальняк будет не очень комфортно.

Дверь багажного отсека тут обычная, без откидного борта, и закрывать ее неудобно — ручка-выемка расположена в середине двери, и приходится прикладывать большие усилия, чтобы закрыть дверь. Впрочем, сноровка решает — через несколько дней езды на ForFour я проделывал это упражнение с легкостью.

На ходу Smart ForFour очень похож на своего младшего брата, даром что делают его не на французской фабрике Смартвиль, а на предприятии Renault в Словении (там же, где и соплатформенный Twingo, который бывает только четырехдверным).

Чуть лучше устойчивость на прямой, чуть меньше продольная раскачка. Прошивать в потоке как на “коротыше” — опасно. Разгон тоже получается более скучным — четырехдверка весит почти тонну, поэтому через какое-то время звук работающего на предельных оборотах мотора начинает давить на уши. Расход топлива больше примерно на литр.

Но тут самое главное, что ForFour без сомнения несет тот же культурный код, что и обычный Smart. Бородач из "брабуса" прошлого поколения показывает мне большой палец, красавица в "кабрике" второго поколения хищно смотрит на мой ForFour, словно на кусок свежего мяса или оказавшегося случайным попутчиком в купе юного Леонардо Ди Каприо времен “Титаника”. То есть, покупая ForFour, вы убиваете сразу двух желтых японских зайцев — получаете практичный четырехместный компакт, который воспринимается всеми как моднейший Smart. Шах и мат, повседневность!

Но я, в любом случае, выбираю двухдверку. Это автомобиль-лайфхак, который дарит истинную радость передвижения и парковки (в том числе, и перепендикулярной). А учитывая тот факт, что совсем скоро на российском рынке появится турбированная 90-сильная версия с новым роботом с двумя сцеплениями, я с нетерпением жду нашей новой встречи.

Что же касается цен, то предложение на 70-ти сильный Fortwo с МКПП стартует от 790 тысяч рублей, 90-сильный вариант с роботом — от 950 000. Тестовая машина Fortwo в хорошей комплектации обойдется примерно в 1 178 835 рублей, ForFour дороже примерно на 40 000 рублей. Стоит ли он таких денег? Если вы всерьез задумываетесь об этом, то, возможно, Smart — просто не ваш автомобиль.