Vodka, balalaika, kalashnikov: когда в американском кино появились «плохие русские»

1,2k full reads
1,4k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 82% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Vodka, balalaika, kalashnikov: когда в американском кино появились «плохие русские»

В Голливуде давно эксплуатируют стереотипы о России. Брутальные мафиози с нарочитым акцентом, военные с угрюмыми лицами, изящные девушки-балерины…Времена меняются, а подобные типажи продолжают встречаться даже в современных фильмах и сериалах. Где-то – в откровенно ироничном ключе («Да здравствует Цезарь!»), где-то – оставшись до абсурда серьёзными («Красный воробей»). Почему вообще появились эти образы и когда от них откажутся – давайте об этом поговорим.

Автор: Анна Макарова, лектор по кино

Первая половина 20 века

Роль «главных злых» в Голливуде – это переходящее знамя. Менялись эпохи, внешнеполитическая обстановка – менялись и антагонисты американских киногероев. В первой половине 20 века Советскому Союзу не уделяли особого внимания. Образы русских изредка появлялись в эпизодах, где простодушно высмеивались.

Например, в оскароносной комедии Фрэнка Капры «С собой не унесёшь» (1938) есть персонаж по имени Потап Потапович Коленков. Это нелепый мужчина родом из Омска с вечно угрюмым лицом. Небольшой отрывок с ним в своё время «гулял» по рунету, и современным зрителям может показаться, что это не реальный эпизод из старого фильма, а пародия. Впрочем, внутри выбранного комедийного жанра персонаж смотрелся довольно органично.

Буквально через год, в 1939, на Оскар номинировали фильм Эрнста Любича «Ниночка». В нём Грета Гарбо играет убежденную партработницу, прибывшую в Париж по спецзаданию. Как и в случае с картиной «С собой не унесёшь», жанр комедии обеспечивает определенную меру условности, и фильм не смотрится топорной пропагандой.

Vodka, balalaika, kalashnikov: когда в американском кино появились «плохие русские»

«Холодная война»

Но по-настоящему образ «плохих русских» начал развиваться уже после Второй Мировой Войны. Причина понятна – СССР и США перестали играть роли союзников, объединившихся против общего врага, и стали полноценными противниками. Голливуд сразу же отреагировал на изменение политического климата. На экраны выходили такие откровенно антисоветские фильмы, как «Железный занавес» (1948) и «Вторжение в США» (1952).

В 1962 году началась легендарная серия фильмов о Джеймсе Бонде. Уже во второй картине герой обзаводится русскими врагами. Бондиана никогда не ограничивалась только советскими злодеями, однако шаблонов породила множество.

В конце 40-х и 50-х появилось столько проходных фильмов про «красную угрозу» и противостояние США и СССР, что уже в 1964 Стэнли Кубрик талантливо высмеял всех сразу в своей эксцентричной картине «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу».

Vodka, balalaika, kalashnikov: когда в американском кино появились «плохие русские»

80-е и 90-е

Стереотипные русские персонажи прочно закрепились в американском кинематографе. Со временем многие из них перестают быть злодеями, но сохраняют большую часть стереотипных черт.

В 1988 году выходит фильм с Арнольдом Шварцнеггером «Красная жара», ставший по-своему культовым на постсоветском пространстве исключительно за счёт максимально карикатурного главного героя – милиционера Ивана Данко.

Ещё одного Ивана встречает на своём пути легендарный Рокки Бальбоа в фильме «Рокки IV» (1985). Он отправляется в СССР на бой с Иваном Драго, и исход их поединка заранее известен зрителям. Любопытно, что уже в 2010 году другой культовый американский герой снова вступит в схватку с русским Иваном. На этот раз речь о «Железном человеке 2» и главном антагонисте фильма – Иване Ванко.

Vodka, balalaika, kalashnikov: когда в американском кино появились «плохие русские»

В 1998 на экраны выходит «Армагеддон» Майкла Бэя. В эпичной истории о конце света и бравых героях-спасителях находится место для одного из самых стереотипных русских персонажей. Космонавт Лев Андропов появился буквально в одном эпизоде фильма, но вызвал бурю оправданного возмущения у русскоговорящих зрителей.

Современность

«Плохие русские» давно стали грубым кинематографическим клише, однако даже в наше время появляются фильмы, где с ним работают. В 2018 году вышел «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс. Картина обескуражила зрителей массой заезженных стереотипов. В ход пошло всё: от балерин и коммуналок до секретных правительственных организаций.

Но всё-таки интерес американской киноиндустрии к России становится всё шире и глубже. Вспомнить хотя бы сериал «Чернобыль», который дотошно воссоздавал интерьеры 80-х и тонко проработал характеры героев. В 2019 вышел сериал с Хелен Миррен «Екатерина Великая». Он не особо понравился русской публике, однако в слепом следовании штампам о России проект тоже не обвинишь.

Да и работают сегодня со стереотипами, в основном, в ироничном ключе. Будь то «Да здравствует Цезарь!», «Великая» с Эль Фаннинг или даже третий сезон сериала «Очень странные дела».