Чисто римские страсти

09.04.2018

В одной из галерей Ларри Гагосяна в Нью-Йорке до 28 апреля можно увидеть работы цикла «Коронация Сесостриса» Сая Твомбли. Серию из девяти картин, написанных акриловой краской и цветными карандашами, художник создал в 2000 году. Ее темой стала история египетского фараона Сесостриса, упомянутого Геродотом. Накануне 90-летия со дня рождения Сая Твомбли рассказываем, почему он взял себе прозвище в честь бейсболиста, и что за предложение, от которого невозможно было отказаться, сделал художнику за год до его смерти Лувр.

Вид экспозиции в нью-йоркской галерее Gagosian  © GalleriesNow
Вид экспозиции в нью-йоркской галерее Gagosian © GalleriesNow

— Настоящее имя одного из самых известных американских художников XX века — Эдвин Паркер Твомбли-младший. Прозвище Сай мальчик позаимствовал у отца — страстного поклонника бейсбола. Твомбли-старший называл себя так в честь бейсболиста Дентона Сая Янга, игравшего на позиции питчера и до сих пор удерживающего рекорд по количеству одержанных побед.

Сай Твомбли на фоне одной из своих картин
Сай Твомбли на фоне одной из своих картин

— Первая выставка Сая Твомбли прошла в 1951 году в нью-йоркской Kootz Gallery. Художнику тогда было всего 23 года. В работах Твомбли критики отметили влияние черно-белых произведений Франца Клайна и детской образности Пауля Клее. Твомбли был активным участником послевоенной американской художественной жизни, но в 1959 году принял решение покинуть штаты и переехать в Италию. Хотя в середине XX века художники из Европы, напротив, устремлялись за океан на покорение художественного рынка США. Твомбли же решил пойти обратным путем. Самое интересное, что в Америке его работы считали «чересчур европейскими», а в Европе — «чисто американскими».

Римская квартира-мастерская Сая Твомбли в журнале Vogue, 1966 © Vogue, Conde Nast
Римская квартира-мастерская Сая Твомбли в журнале Vogue, 1966 © Vogue, Conde Nast

Римская квартира-мастерская Сая Твомбли в журнале Vogue, 1966 © Vogue, Conde Nast
Римская квартира-мастерская Сая Твомбли в журнале Vogue, 1966 © Vogue, Conde Nast

— В 50-х годах Сай Твомбли не только писал картины. В 1953-м он устроился работать шифровальщиком в армию США. Позднее критики отмечали, что эта служба оставила след в его художественном стиле. Сам Твомбли почти никогда не объяснял значение своих работ. И отмечал, что не проводит в мастерской дни и ночи. Он мог не писать месяцами, а потом будущая картина спонтанно приходила ему в голову.

Вид экспозиции в нью-йоркской галерее Gagosian  © GalleriesNow
Вид экспозиции в нью-йоркской галерее Gagosian © GalleriesNow

— Источником вдохновения для Твомбли служило примитивное искусство древних племен, а также античные мифы и легенды. Порой он использовал их для усиления эффекта текущих событий. Так, цикл из девяти полотен «Nine Discourses on Commodus» появился как реакция на убийство Джона Кеннеди. Свои эмоции Твомбли выразил через рассказ о жестокости римского императора Коммода.

 Одна из работ из серии Nine Discourses on Commodus, 1963 © FMGB Guggenheim Bilbao Museoa
Одна из работ из серии Nine Discourses on Commodus, 1963 © FMGB Guggenheim Bilbao Museoa

Одна из работ из серии Nine Discourses on Commodus, 1963 © FMGB Guggenheim Bilbao Museoa
Одна из работ из серии Nine Discourses on Commodus, 1963 © FMGB Guggenheim Bilbao Museoa

— Одни относят Сай Твомбли к абстрактным экспрессионистам, другие — к минималистам, а третьи просто называют его одним из самых труднопонимаемых современных художников. Твомбли сложно вписать в какие-то рамки. Ему удалось разработать собственный стиль, хаотично нанося на холсты линии, надписи и царапины. В период с 1967 по 1971 год художник создал ряд работ на сером фоне, изобразив на нем светлые меловые штрихи. Писал эти картины Сай Твомбли весьма необычным образом. Он садился на плечи к своему другу, и тот перемещался вдоль холстов, пока Твомбли наносил на них непрерывные линии.

Сай Твомбли у себя дома в Риме. Фотография Хорста П. Хорста, 1966 © Vogue, Conde Nast
Сай Твомбли у себя дома в Риме. Фотография Хорста П. Хорста, 1966 © Vogue, Conde Nast

«Без названия», 1967 © Cy Twombly Fondation
«Без названия», 1967 © Cy Twombly Fondation

— Одной из работ на сером фоне сегодня принадлежит рекорд цены на произведения Твомбли. В 2015 году на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке созданная в 1968 году картина без названия из серии «школьных досок» ушла с молотка за $70,5 млн. Она вошла в десять самых дорогих работ, проданных на аукционах за 12 месяцев того же года, сообщал Bloomberg. А по данным ресурса artprice.com, в течение 2015-го было реализовано не менее 75 произведений Сая Твомбли на общую сумму в $223 млн. За последние 30 лет было продано 1100 работ художника на общую сумму, превосходящую $1,01 млрд.

«Без названия», 1968 © Cy Twombly Fondation
«Без названия», 1968 © Cy Twombly Fondation

— В 2010-м, за год до смерти, Лувр пригласил Сая Твомбли расписать потолок в зале бронзового века. Рисунок художника занял площадь около 350 квадратных метров. Кроме этого, Свомбли стал третьим в истории современным художником, чье произведение вошло в постоянную экспозицию музея. До него аналогичной чести удостаивались Ансельм Кифер в 2007-м и Франсуа Морелле в 2009-м.

© T Magazine
© T Magazine