Крик о помощи: болезненное искусство Эдварда Мунка

14 April 2019

В Третьяковской галерее остаются считанные дни до открытия потенциального выставочного хита весенне-летнего сезона — выставка Эдварда Мунка. Мы собрали минимальный набор фактов о художнике, который поможет лучше понять его творчество. Рассказываем, что повлияло на психическое здоровье Мунка, из-за чего страшился долгих отношений с женщинами и почему не переносил живых цветов.

— В последний раз работы Эдварда Мунка выставлялись в России в 1980-х годах — в «Эрмитаже».

Но экспозиции таких масштабов, что ждет зрителей в Третьяковской галерее, в России еще не было. За возможность показать в Москве один из вариантов «Крика» знаменитого норвежца столичная культурная институция отправит в Осло целых три выставки, когда там откроется новый музей Мунка

Деталь автопортрета Мунка из клиники в Копенгагене, 1908-09.
Деталь автопортрета Мунка из клиники в Копенгагене, 1908-09.

— Эдвард Мунк родился в небогатой семье военного врача.

Будущий художник рано — в пять лет — потерял мать. После чего отец, раньше читавший детям сказки, углубился в изучение Библии. У него всего чаще стали случаться приступы болезненной религиозности. Биографы художника впоследствии именно с этим связывали разочарование норвежца в традиционной религии. Тем не менее, картины на библейские сюжеты у Мунка были. В Москву привезут полотно 1900 года «Голгофа».

«Голгофа», 1900.
«Голгофа», 1900.

— Когда Мунку было 15 лет, от туберкулеза умерла его любимая сестра София.

А у младшей — Лауры — вскоре была диагностирована шизофрения. Здоровье самого Мунка тоже было слабым. Болезни и страх потери близких стали самыми сильными его воспоминаниями о детстве и сказались на последующей жизни, творчестве и психическом состоянии.

«Больная девочка», 1886. Полотно Мунк написал по воспоминаниям о болезни сестры Софии. Но критики назвали картину «выкидышем».
«Больная девочка», 1886. Полотно Мунк написал по воспоминаниям о болезни сестры Софии. Но критики назвали картину «выкидышем».

— В 16 лет Мунк поступил в технический колледж, но спустя год оставил его, поняв, что хочет заниматься живописью.

Уже в 18 норвежец продал свою первую картину. На протяжении всей жизни, если Мунк продавал полотно ради заработка, он не успокаивался, пока не создавал его заново. Художник всегда внимательно следил, как относятся к его «детям» новые хозяева: «Вы купили не кирпич. Это моя картина. Вы купили только право заботиться о ней. Поэтому я и получил от вас так много денег. Иначе вам было бы неинтересно заботиться о ней».

Эдвард Мунк, автопортрет, 1907.
Эдвард Мунк, автопортрет, 1907.

— Первая персональная выставка Мунка состоялась, когда ему было всего 25 лет.

При этом критики не щадили художника. Ему советовали найти другую профессию и не плодить «едва намалеванных набросков». А после того, как в 1908 году Национальная галерея в Осло купила картину «На другой день», один из критиков написал: «Отныне граждане города не смогут водить своих дочерей в Национальную галерею. Доколе пьяным проституткам Эдварда Мунка будет разрешаться спать в государственной Национальной галерее, чтобы опомниться от хмеля?».

«На другой день», 1895.
«На другой день», 1895.

— Мунк был привлекательным мужчиной, на которого обращали внимание женщины.

Но сам избегал долгих романов. Особенно это усугубилось после связи с Туллой Ларсен. Женщина упорно пыталась женить Эдварда на себе, угрожала самоубийством. Когда Мунк попытался отобрать у нее револьвер, она выстрелила — художник лишился сустава на пальце. Это ранение поколебало его и без того неустойчивое психологическое равновесие. А болезненные воспоминания «вылились» в полотно «Любовь и боль», позднее переименованное в «Вампир» (его можно будет увидеть в Москве). 

«Вампир». 1895.
«Вампир». 1895.

— Эдвард Мунк страдал от одиночества и мании преследования, с подозрением относился к друзьям, считая, что они что-то замышляют против него, раздражался по пустякам и много пил.

Норвежец не переносил, когда к нему в дом приносили цветы, ведь вскоре неизбежно начинался их распад, на автопортретах упорно прибавлял себе несколько лет и пару лишних морщин, а еще ненавидел писать пальцы, уши, ногти и женскую грудь. Тем не менее, в Москву привезут работу «Ревность I». На ней норвежец изобразил героиню с обнаженной грудью. «Демоны» Мунка довели его до того, что в 1908 году он оказался в психиатрической клинике с нервным срывом. 

— В начале 1890-х годов Мунк задумал цикл «Фриз жизни», над которым работал на протяжении нескольких последующих десятилетий.

На картинах он стремился с поразительной искренностью изобразить «то, что он чувствует, желает, чего боится». Одним словом — нарисовать картину самой жизни. Названия полотен, входивших в цикл, апеллировали не к событиям, а к эмоциям. Знаменитый «Крик», созданный Мунком в четырех версиях, также был частью «Фриза жизни». Работа стала эмблемой экспрессионизма и своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. 

«Крик», 1893.
«Крик», 1893.

— В 1916 году Мунк приобрел расположенную неподалеку от Осло виллу Экелю, где жил до конца жизни.

Художник увлекся сельским хозяйством: выращивал овощи и фрукты, разводил домашнюю птицу. В 1918-м Мунк перенес испанку, но несмотря на слабое здоровье, выжил и даже написал автопортрет после болезни. В 1930-м художник пережил кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза и почти полностью прекратил писать. Ушел из жизни Эдвард Мунк в 1944 году. И последние годы перед смертью провел в тревоге, опасаясь, что его работы будут конфискованы. 

Эдвард Мунк на смертном одре.
Эдвард Мунк на смертном одре.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе.