Лучший Малевич и точка

Май не ограничится для Christie’s нашумевшими трехдневными торгами, на которых за рекордные $832 млн была распродана коллекция Дэвида и Пегги Рокфеллероов. 15 мая в рамках аукциона «Искусство импрессионизма и модернизма» с молотка уйдет еще один важный лот — «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. Рассказываем, как художник пришел к беспредметной живописи, а «Супрематическая композиция» стала самой дорогой картиной всего русского искусства.

— В доме на углу набережной Мойки и Марсова поля в художественном бюро Надежды Добычиной 19 декабря 1915 года открылась скандальная выставка «0,10». На ней были представлены работы Казимира Малевича и его соратников, выполненные в стилистике нового направления русского авангарда — супрематизма.

«0,10. Последняя футуристическая выставка картин», Петроград, зима 1915-16
«0,10. Последняя футуристическая выставка картин», Петроград, зима 1915-16

Писать чисто геометрические абстракции Малевич начал незадолго до этого, и они стали первыми в истории современной живописи того времени. Название выставки не было пустым набором цифр, как могло показаться на первый взгляд. Ноль обозначал отсутствие предметных форм в супрематизме, а «10» — число художников, которые должны были принять участие в показе. Но когда их количество возросло до 14, менять название экспозиции не стали. В красном углу квартиры, где проходила выставка, Малевич повесил свой «Черный квадрат», который затем прозвали «иконой русского авангарда». Несмотря на то, что экспозиция была подвергнута критике, художник продолжал создавать супрематистские работы.

«Супрематическая композиция», 1916
«Супрематическая композиция», 1916

— В 1916 году Малевич написал «Супрематическую композицию», которую сам высоко ценил. При жизни он включал полотно во все свои выставки: от первой персональной, прошедшей в 1919 году в Москве, до варшавской и берлинской в 1927-м. «Супрематическая композиция» состоит из множества разноцветных геометрических фигур, которые как будто запечатлены в движении. Сам Малевич говорил, что живопись давно изжита, а сам художник — предрассудок прошлого.

«Наступает беспредметность. Совершенство как бог — будет беспредметным».

«Черный квадрат», 1915
«Черный квадрат», 1915

«Белое на белом», 1919
«Белое на белом», 1919

— В 1927 году Малевич показывал «Супрематичекую композицию» на выставке в Берлине. Но довезти ее до Парижа не успел. Художник был срочно вызван в советскую Россию. Причем очевидцы рассказывали, что Малевич изменился в лице, распечатав пришедшую ему телеграмму. Узнать дословно, что в ней было написано, так и не довелось. Но после прибытия в Ленинград художник был арестован и несколько недель провел в заключении.

«Автопортрет», 1908 или 1910-11
«Автопортрет», 1908 или 1910-11

«Безработная девушка», 1904
«Безработная девушка», 1904

— Малевич спешно покидал Берлин, и там остались более ста его картин и архив. Художник никому их не дарил и не продавал, а оставил на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. Среди оставленного была и «Супрематическая композиция». Позднее Геринг вывез ее в Амстердам, спасая от уничтожения нацистами в рамках их расправы над образцами «дегенеративного искусства». Там полотно попало в коллекцию музея Стеделейк, где хранилось вплоть до 2008 года. После по требованию наследников в рамках закона о реституции культурная институция вернула им картину художника, которые сразу же выставили ее на аукцион.

«Автопортрет», 1933
«Автопортрет», 1933

— Впервые на торгах «Супрематическая композиция» оказалась 10 лет назад — в 2008 году. Тогда картину продали неизвестному покупателю за $60 млн — такая цена была установлена без торга. Благодаря этой сделке «Супрематическая композиция» стала не только самым дорогим полотном Казимира Малевича, но и самым дорогим произведением русского авангарда и русского искусства вообще. На сайте аукционного дома Christie’s не указан эстимейт «Супрематической композиции», но ожидается, что она уйдет с молотка не меньше, чем за $70 млн.

— Председатель отдела послевоенного и современного искусства Christie’s Лоик Гузер назвал «Супрематическую композицию» «большим взрывом, точкой отсчета в истории модернизма». «Бесспорно, это самая важная и революционная работа из всех, с которыми я имел дело за годы моей карьеры. Малевич в одиночку открыл ящик Пандоры и сформировал модернизм и абстракционизм такими, какими мы знаем их сегодня. Без него не было бы Ротко, Ньюмана и даже тех, кто отрицал принципы его творчества, например, Поллока и Кунинга. Если бы не Малевич, история искусства, начиная с 1920-х годов и вплоть до наших дней, была бы совершенно иной и, вероятно, гораздо менее интересной. Это не просто Малевич, это лучший Малевич и точка», — написал Гузер на своей странице в Instagram.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!