На двоих: Бэкон и Джакометти

В Фонде Бейелера в Базеле до осени будет открыта экспозиция, на которой в одном выставочном пространстве впервые объединили работы Фрэнсиса Бэкона и Альберто Джакометти. Рассказываем о дружбе двух художников, которых познакомила их общая любовница, и о клетках, в которые они помещали героев своих произведений.

Вид экспозиции «Бэкон—Джакометти» в Фонде Бейлер
Вид экспозиции «Бэкон—Джакометти» в Фонде Бейлер

— То, что двойная выставка «Бэкон—Джакометти» открылась именно в базельском Фонде Бейелера, не случайно. Его основателя — коллекционера и художественного дилера Эрнста Бейелера — называли человеком, «сделавшим ставку на величие модернизма XX века за несколько лет до того, как он был освящен арт-рынком». Вместе со своей женой Хилди он вкладывал личные средства в современное искусство, причем руководствовалась пара лишь собственным вкусом и интуицией.

Эрнст и Хилди Бейлер на фоне скульптур Джакометти
Эрнст и Хилди Бейлер на фоне скульптур Джакометти

Эрнст Бейелер был лично знаком и с Бэконом, и с Джакометти. Он участвовал в организации их выставок и продавал их работы мировым музеям и коллекционерам. А его собственное собрание произведений Бэкона и Джакометти называли одним из лучших в частных руках. 

Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон, 1965
Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон, 1965

— Фрэнсис Бэкон и Альберто Джакометти были знакомы и даже дружили. Впервые они встретились в начале 1960-х годов. Их познакомила общая подруга Изабель Росторн. Сама Росторн была художницей и дизайнером костюмов для Королевской оперы. Но в историю она вошла благодаря иным заслугам. Росторн была любовницей и натурщицей Джейкоба Эпстайна, первым из французских художников ее портрет написал Андре Дерен, а одним из мужей Изабель был композитор Констана Ламбер, занимавший пост главного дирижера Королевской оперы. Джакометти, чьей любовницей была Росторн, впервые увидел ее в 1937 году на бульваре Сен-Мишель и тогда нашел свой стиль в скульптуре — вытянутые, тонкие работы. А Фрэнсис Бекон, написавший 22 портрета Росторн, в одном из интервью признавался, что она единственная женщина, с кем у него были близкие отношения.

Изабель Росторн, 1967
Изабель Росторн, 1967

— Один из портретов Изабель Росторн кисти Бэкона представлен на выставке в Фонде Бейелера. Речь идет о картине 1967 года «Изабель Росторн на улице в Сохо». Бэкон изобразил ее в черном обтягивающем платье. В одной руке Росторн держала сумку, а в другой объект, отдаленно напоминающий шприц. Фигуру героини художник окружил прутьями, образующими клетку. Этот мотив часто повторялся у Бэкона и символизировал замкнутость и ограниченность человеческого бытия. 

Фрэнсис Бэкон, «Изабель Росторн на улице в Сохо», 1967
Фрэнсис Бэкон, «Изабель Росторн на улице в Сохо», 1967

— Мотив клетки был характерен и для творчества Альберто Джакометти. Правда, для него она не олицетворяла насилие или ограничение свободы. Напротив, это был символ личного пространства. В экспозицию «Бэкон—Джакометти» вошла скульптура «Нос», датированная 1947-1949 годами. Голова с непропорционально длинным носом подвешена внутри металлических прутьев, образующих клетку.

Альберто Джакометти, «Нос» (бронзовая версия), 1947-49
Альберто Джакометти, «Нос» (бронзовая версия), 1947-49

Вид экспозиции «Бэкон—Джакометти» в Фонде Бейлер
Вид экспозиции «Бэкон—Джакометти» в Фонде Бейлер

— Дружба Бэкона и Джакометти длилась недолго — около пяти лет. В январе 1966 года швейцарский скульптор скончался от хронической болезни легких. В 1965-м Бэкон пришел на выставку Джакометти в лондонской галерее Тейт, где художники оживленно обсуждали искусство. А им было что обсудить. Оба высоко ценили человеческое тело и при том, что каждый называл себя реалистом, в его изображении они дошли до крайней степени абстракции. Также Бэкон и Джакометти стремились передавать в своих работах движение и динамику, не обращая внимания на то, что делали это со статичными произведениями искусства.

Альберто Джакометти в парижской мастерской, 1957
Альберто Джакометти в парижской мастерской, 1957

Вид мастерской Фрэнсиса Бэкона в Лондоне
Вид мастерской Фрэнсиса Бэкона в Лондоне

— На выставке в Фонде Байелера можно увидеть несколько триптихов Фрэнсиса Бэкона (это была одна из его излюбленных художественных форм). На многих из них, как и на своих одиночных работах, автор изображал людей с деформированными уродливыми фигурами и искаженными, порой как будто сдвинутыми в сторону или вовсе стертыми лицами. Неотъемлемой чертой произведений Бэкона были агрессия и темные стороны человеческой натуры. Не зря его называли одним из самых мрачных художников XX века. 

Вид экспозиции «Бэкон—Джакометти» в Фонде Бейлер
Вид экспозиции «Бэкон—Джакометти» в Фонде Бейлер

Фрэнсис Бэкон, «Три наброска к портретам (включая автопортрет)», 1969
Фрэнсис Бэкон, «Три наброска к портретам (включая автопортрет)», 1969

— Агрессия была не чужда и Альберто Джакометти. Известно, что художник наносил ножом удары своим скульптурам. А один из друзей Джакометти однажды сказал: «Если он решит вылепить вас, то сделает вашу голову похожей на лезвие ножа».

Альберто Джакометти, «Большая голова», 1965
Альберто Джакометти, «Большая голова», 1965

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!