Проститутки и клоуны

17 September 2018

В парижском музее Орсе 18 сентября откроется выставка «Пикассо. Голубой и розовый». Кураторы экспозиции решили исследовать творчество испанского художника в период с 1900 по 1906 год, когда он был еще в начале своего пути. Рассказываем, как смерть и любовь стали катализаторами «голубого» и «розового» периодов Пикассо.

— Творческий путь Пабло Пикассо начался с трагедии.

В 1899 году 18-летний художник познакомился с Карлосом Касагемасом. Вскоре юноши стали неразлучны. Вместе они ходили в богемное заведение «Четыре кота», кабаре и бордели.

Рикард Описсо, «Четыре кота», 1900.
Рикард Описсо, «Четыре кота», 1900.

Касагемас страдал от неразделенной любви. Поначалу Пикассо пытался вывести друга из депрессии, но потом отпустил его в Париж. И вскоре получил известие, что Касагемас покончил с собой. Пикассо был потрясен, и практически весь «голубой период» прошел под знаком этой смерти. Художник написал насколько картин на смерть друга. На выставке в музее Орсе будет показано полотно 1901 года «Смерть Касагемаса». Друга Пикассо написал, лежащим в гробу с отметиной от выстрела на виске. Картина была написана накануне «голубого периода», и здесь фон картины еще кроваво-красный.  

«Смерть Касагемаса, 1901.
«Смерть Касагемаса, 1901.

— В 1901 году Пабло Пикассо готовился к выставке в галерее Амбруаза Воллара.

Работы молодого испанца на ней были приняты весьма доброжелательно. Правда, похвалив профессионализм, парижские критики также отметили отсутствие индивидуального стиля. Амбициозный Пикассо, который ждал, что Париж сразу же признает в нем гения, рассчитывал вовсе не на такие отзывы. Через полгода после выставки у Воллара художник начал писать в новом, невиданном ранее стиле. Полотна он стал выполнять в холодной, мрачной колористике, населяя их трагическими персонажами и раскрывая темы старости, смерти и нищеты. Кстати, с нищетой Пикассо был знаком не понаслышке. Почти весь «голубой период» художник отчаянно нуждался в средствах и буквально голодал.

«Старый слепой гитарист», 1903.
«Старый слепой гитарист», 1903.

— По иронии судьбы, картины Пикассо, созданные в один из его самых трудных и бедных периодов жизни, сегодня бьют рекорды на аукционах.

В 2015 году на торгах Sotheby’s «Певица кабаре» была продана за $67,5 млн. Обнаженную женщину с кудрявыми волосами 19-летний художник написал в 1901 году. А в 2000-м во время реставрации на обратной стороне полотна был обнаружен шарж, сделанный Пикассо на своего арт-дилера Педро Манача

«Певица кабаре», 1901
«Певица кабаре», 1901
Оборотная сторона картины «Певица кабаре».
Оборотная сторона картины «Певица кабаре».

— Героями полотен, созданных Пикассо в «голубой период», становились проститутки и нищие, алкоголики и бездомные.

Их бледные и изможденные, удлиненные тела на картинах порой напоминали фигуры с работ другого испанского художника — Эль Греко. Писал Пикассо в тот период и обнаженную натуру. На выставке в музее Орсе представят полотно «Объятия». Лиц обнимающих друг друга мужчины и беременной женщины художник не показал. Зато отчетливо передал меланхолию, в которую погружены герои. «Все, чего я хочу, это чтобы моя картина вызывала эмоции», — говорил про «Объятия» сам Пикассо.

 «Объятия», 1903.
«Объятия», 1903.

— В 1904 году Пикассо предпринял еще одну попытку завоевать Париж.

Художник поселился в знаменитом общежитии Бато-Лавуар на Монмартре. Снятую комнату художник занял не один, а вместе со своей собакой Фрикой. Пес — помесь немецкой овчарки и бретонского спаниеля — был настоящей отрадой художника. Фрике Пикассо уделял столько же, а порой и больше внимания, чем своим женщинам. Собака пережила и голубой, и розовый, и кубистский периоды художника. В 1913 году Пикассо решил застрелись страдающую от болезни и старости Фрику. Имя егеря — Эл Рокето, который прекратил страдания любимой собаки, художник помнил до конца своей жизни.

«Мальчик с собакой», 1905.
«Мальчик с собакой», 1905.

— Если «голубой период» Пикассо начался со смерти, то «розовый», наоборот, с любви.

В 1904 году в Париже художник встретил Фернанду Оливье. Влюбленность принесла избавление от депрессии, и художник начал писать картины в жизнерадостных тонах розового, оранжевого, красного. Частыми героями полотен Пикассо становились циркачи и комедианты. «Художники всегда любили цирк, даже теперь, когда ему на смену пришло кино и ночные клубы, им нравится вспоминать цирковых клоунов и акробатов. В то время они бывали в цирке Медрано не реже чем раз в неделю и им очень льстило близкое общение с клоунами, жонглерами, лошадьми и наездниками», — вспоминала покровительница Пикассо Гертруда Стайн.  

«Акробат и молодой арлекин», 1905.
«Акробат и молодой арлекин», 1905.

— На выставке в музее Орсе покажут знаменитую «Девочку на шаре».

Легкость и гибкость юной акробатки Пикассо противопоставил мощи атлета, сидящего на кубе. Художнику было важно показать конфликт и контакт форм. В 1913 году «Девочку на шаре» приобрел меценат Иван Морозов, и картина оказалась в России. За полотно Морозов заплатил 16 тыс. франков. Для сравнения, в 1906 году Пабло Пикассо продал Амбруазу Воллару 30 своих работ всего за 2 тыс. франков.

«Девочка на шаре», 1905.
«Девочка на шаре», 1905.

— «Розовый период» Пабло Пикассо завершился в конце 1906 года.

От экспериментов с цветом и передачи настроения художник обратился к анализу формы: сознательной деформации и деструкции натуры. Вместе с Жоржем Браком, которого он встретил в 1907 году, Пикассо стал родоначальником кубизма.

Эскиз для работы «Гарем», 1906.
Эскиз для работы «Гарем», 1906.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

ВСЕ О ЖЕНЩИНАХ ПИКАССО ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ МАТЕРИАЛЕ ЗДЕСЬ.

ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ ПРО КАРТИНУ «АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ» ЗДЕСЬ.

ОДЕРЖИМОСТЬ: «НЮ» КЛИМТА, ШИЛЕ И ПИКССО — ЗДЕСЬ.