Найти в Дзене
Artfragment

Создать, чтобы уничтожить

Оглавление

В лондонской галерее Gagosian «зажгли» Дашу Жукову. Речь идет о восковой фигуре основательницы музея «Гараж», изготовленной одним из самых дорогих мировых скульпторов Урсом Фишером.

Урс Фишер, «Даша» (деталь), 2018.
Урс Фишер, «Даша» (деталь), 2018.

Огромная арт-свеча будет гореть до тех пор, пока от нее ничего не останется. Вспоминаем, кто еще из художников создавал саморазрушающиеся произведения искусства.

Скульптура Урса Фишера «Даша» в лондонской галерее Gagosian.
Скульптура Урса Фишера «Даша» в лондонской галерее Gagosian.

— Для Урса Фишера «Даша» далеко не первое саморазрушающееся произведение искусства.

Дебютной стала серия скульптур из воска «What if the phone rings». Ее художник-провокатор представил в 2003 году. Фигуры трех обнаженных женщин в откровенных позах были выполнены в натуральную величину.

Урс Фишер, «Что если телефон зазвонит», 2003
Урс Фишер, «Что если телефон зазвонит», 2003

В ходе выставки скульптуры горели и таяли, а воск растекался по полу. Художник обращал внимание и на тот факт, что произведения искусства продолжали трансформироваться, но уже без его участия.  

Урс Фишер, «Что если телефон зазвонит» (деталь), 2003
Урс Фишер, «Что если телефон зазвонит» (деталь), 2003

В 2011 году на Венецианской биеннале Урс «сжег» пятиметровую копию скульптуры «Похищение сабинянок» флорентийца Джамболоньи и рассматривающего ее современного зрителя, прообразом которого стал друг Фишера.   

-5

— Густав Метцгер стал создателем направления саморазрушающегося искусства.

В 1959 году он опубликовал манифест, в котором определил его как «отчаянное подрывное политическое оружие, последнее средство в борьбе с капиталистической системой, в борьбе с арт-дилерами и коллекционерами, манипулирующими современным искусством к своей выгоде». В работе Метцгер помимо традиционных материалов использовал мусор и различные химикаты. Одна из первых публичных демонстраций его саморазрушающегося искусства состоялась в 1961 году. На берегу Темзы художник вывесил на металлическом каркасе полотнища разных цветов, после чего надел противогаз и обработал ткань кислотой. Арт-объект Метцгера тогда истлел на глазах шокированной публики.

Густав Метцгер в процессе создания (уничтожения) произведения искусства.
Густав Метцгер в процессе создания (уничтожения) произведения искусства.

— Уничтожение как художественный метод интересовало и швейцарского художника-кинетиста Жана Тэнгли.

В 1960 году во дворе MoMA он представил «Оммаж Нью-Йорку». Гигантскую скульптуру Тэнгли собрал из всевозможного мусора и велосипедных колес. «Саморазрушающаяся машина» была запущена 17 марта. Ее окутали клубы дыма, а специальные устройства обрушивали поддерживающие конструкции и производили разнообразные шумы. Скульптура разрушалась в течение 27 минут, после чего ее остатки погрузили на тележку и отвезли на свалку Нью-Джерси. Спустя год Жан Тэнгли так описал свой «Оммаж Нью-Йорку»: «Я постарался создать самый красивый объект в мире, самую красивую саморазрушающуюся машину из тех, что когда-либо строил. Она была похожа на белый призрак на черном фоне. Я заставил все элементы работать против друг друга и задумывал все действо как спектакль».

-7

— Американский художник Дэвид Хаммонс превратил в произведение искусства снег, который вскоре растаял.

В 1983 году он устроил перформанс «Распродажа снежков». На одной из улиц нью-йоркского района Ист-Виллидж Хаммонс разбил импровизированный лоток. На нем в качестве арт-объектов он разложил снежки разных размеров. Недолговечный товар рассматривали, но не покупали, а он тем временем таял и саморазрушался. Акция художника была своеобразной пародией на арт-рынок и капиталистическое начало современного искусства, навязываемое галереями. 

-8

— В 2000 году в галерее Марата Гельмана архитектор Александр Бродский представил инсталляцию с пугающим названием «Кома».

На жестяном столе он построил целый город — с улицами, рекой, жилыми кварталами и небоскребами из необожженной глины. Мегаполис медленно погибал под капельницами с мазутом. К концу выставки постройки целиком накрывало черной жидкостью. Предметом исследования Бродского тогда стала городская среда как особая зона, где приметы распада наиболее очевидны и масштабны. Год спустя, в 2001-м, архитектор воссоздал «Кому» для выставки в Милане. Она простояла четыре месяца, но по их истечению «погибла, как и должна была». 

-9

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

О художниках-самоубийцах и том, что толкало их браться за бритву и пистолет можно прочитать здесь.

О том, кто вдохновлял знаменитых художниц — от мужей и любовников, здесь.

О провокационной мебели как произведениях искусства — здесь.