Кто изображен на пяти лучших женских портретах Карла Брюллова

Русский художник Карл Павлович Брюллов много лет был увлечен эффектами света, которые он пытался изобразить в своих картинах. Но где же можно проследить замысловатые оттенки цвета лучше, чем на женском лице?

В 1821 году Брюллов был отправлен в Рим за счет Общества продвижения художников, где он погрузился в изучение творчества Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка и Тициана. Вскоре Брюллов стал считаться лучшим художником в Риме.

Именно тогда родились его лирические чувственные картины серии «Итальянский жанр».

Итальянский жанр

«Итальянское утро» — первая картина из серии сразу же сделала Брюллова знаменитым. В ней художник отражает аллегорию между началом дня — утром и началом женской жизни — девушкой, чистой и свежей, освещенной утренним солнцем со спины и блеском от воды спереди. Картина была написана с натуры.

Итальянское утро, холст, масло (1823)
Итальянское утро, холст, масло (1823)

«Итальянский полдень» — вторая картина из серии показывает яркий полдень, а модель – уже зрелая женщина. Аллегория художника продолжается. В этой картине он отходит от академизма, стремясь изобразить игру света и тени наиболее реалистичным образом. Для этого он делает штрихи прямо на винограднике, где полуденный солнечный свет проходит сквозь виноградные листья.

Итальянский полдень, холст, масло (1827)
Итальянский полдень, холст, масло (1827)

Зрелая красота модели и спелая гроздь винограда в руке. Цвет жизни во всех его проявлениях.

Интересно, что в свое время картины висели в личных покоях императрицы Александры Федоровны (жены Николая II).

Всадница

Пожалуй, одна из самых известных картин Карла Брюллова. На ней изображены ученицы графини Самойловой, музы художника.

Этот портрет нарушает существовавшие традиции в живописи — ранее на коне изображались только коронованные особы. Возможно, все это было связано с влиянием музы художника. Признанная красавица, центр притяжения на любом балу, Юлия Павловна Самойлова была необычайно независимой. Она была инициатором развода в первом браке. Переехав в Италию, где она познакомилась с Брюлловым, она оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны. На ошейнике собаки можно прочитать фамилию музы Карла Брюллова — Samoylova.

Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, холст, масло, (1832)
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, холст, масло, (1832)

Поражает совершенно спокойное лицо старшей девочки — Джованини, уверенно сидящей на разгорячённой лошади. При встрече с младшей сестрой Амацилией, которая её обожает, Джованина не может показать свои эмоции.

Вирсавия

Карл Брюллов продолжал искать разные варианты игры света на женском теле. Результаты поисков нашли отражение в картине «Вирсавия».

Чувственное изображение Вирсавии, по задумке художника, должно было вызвать эротические мысли у зрителей. Чтобы усилить эффект и подчеркнуть белизну кожи, Брюллов нарисовал рядом темнокожую служанку.

На картине изображена история из Ветхого Завета. Вирсавия была красавицей. Однажды царь Давид увидел с крыши дворца на закате обнажённую Вирсавию, которая собиралась искупаться. Давид был охвачен страстью и приказал привести Вирсавию. Она забеременела.

Урия, муж Вирсавии, был вдали от дома на службе в армии. Давид отправил его в жаркую битву, где Урия погибает в сражении. Вскоре Давид женился на Вирсавии. Она стала верной и любящей женой царя Давида и хорошей матерью их детям (Соломону и Нафану).

Вирсавия, холст, масло (1832)
Вирсавия, холст, масло (1832)

Картина не была закончена, вода в купальне только намечена.

Библейская история, представленная художником, выражает восхищение красотой женского тела.

Портрет М.А. Бек

В серии портретов Брюллова особенно выделяется этот портрет светской красавицы княгини Марии Аркадьевны Столыпиной (в первом браке Бек, во втором Вяземская). Дело в красоте самой модели. Форма лица почти идеальная, но главный акцент — на глазах.

Портрет М.А. Бек, холст, масло (1840)
Портрет М.А. Бек, холст, масло (1840)

Старшая дочь декабриста и литератора Аркадия Алексеевича Столыпина, двоюродная тётка поэта М.Ю. Лермонтова, жена дипломата, сенатора и литератора князя Павла Вяземского, статс-дама Мария Аркадьевна. На картине ей 21 год. Чувственный, живой взгляд и загадочная полуулыбка заставляют всматриваться в этот портрет дольше, чем мы готовы рассматривать другие портреты.

Перевод статьи с сайта todiscoverrussia.com

Напишите в комментариях какие картины Брюллова нравятся вам.