Советский пин-ап Валерия Барыкина.

6 September 2020
94k full reads
2,5 min.
146k story viewsUnique page visitors
94k read the story to the endThat's 64% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Ведущий спортивных новостей, погружайся в гущу эмоций спортивных трибун!
Ведущий спортивных новостей, погружайся в гущу эмоций спортивных трибун!

О Советском Пин-апе

Американские журналы 30-х и 40-х годов с нарисованной кокетливой красоткой на обложке были предметом фетиша у солдат, дальнобойщиков и заурядных холостяков. Подобные журналы продавались гораздо лучше, только вот едва ли читались: мужчин интересовала только яркая картинка, которую они торопились пришпилить к стене одинокой спальни – отсюда и название этой традиции иллюстрации: to pin up — прикалывать.

Уже в 50-х появились профильные мужские издания, едва ли не полностью состоявшие из веселых иллюстраций, и всеобщему ликованию не было предела! Ярких пин-ап герлз рисовали с черно-белых фотографий, а то и вовсе поверх фотографий, и скоро среди фотомоделей появились настоящие суперзвезды жанра с массой поклонников.

А ты помнишь великие даты?
А ты помнишь великие даты?
Киноплакат к фильму Частное пионерское 3
Киноплакат к фильму Частное пионерское 3

Поэтика пин-апа укладывается в несколько нехитрых сюжетов: девушек рядили в близкие мужчинам рубашки – каски и строительные спецовки, а в суровую годину войны в форму. Так, например, девушки изображались на фюзеляжах истребителей, вдохновляя ассов на победы. Традиция жива и поныне: в мирное время девушки скрашивают перелеты пассажиров Virgin Atlantic Airways.

Но самые популярные сюжеты – красотки в пикантной ситуации, как и сами модели, абсолютно фантастической. В идиллическом мире пин-апа предметы интимного гардероба столь хрупки, что то и дело лопаются и падают на раскаленный асфальт на радость прохожим, а котят и щенят просто не оторвать от задирания юбок.

Не доверяйте аппаратуру посторонним лицам
Не доверяйте аппаратуру посторонним лицам
Девушка на мотороллере
Девушка на мотороллере

При этом эротическая печатная продукция самой свободной страны в мире крайне целомудренна: девушки никогда не обнажаются. В классическом пин-апе действуют, так называемые, фигуры умолчания: здесь нам открылся кружевной бюстгальтер, а эта девчонка в форме официантки и вовсе одета – но, кажется, она веселого нрава, судя по ее взгляду.

Эти намеки на чувственное и есть самое волнующее в подобных иллюстрациях. Благодаря целомудренности образов эстетику пин-ап быстро освоили под свои нужды производители рекламы – именно с тех времен до наших дней тянется порочная традиция подмигивающих полуобнаженных девушек на рекламных плакатах чего угодно: от прохладительных напитков до фановых труб.

С днем МЧС!
С днем МЧС!
Покупайте мороженое
Покупайте мороженое

Далее история пин-апа существенно аукнулась в американском поп-арте, осмыслявшем язык и образы жестокого мира, не желающего видеть в человеке никого иного, кроме потребителя. Советский пин-ап – явление вполне себе органичное и вписывающееся в традицию соц-арта – специфического направления русского искусства, которое, впрочем, поторопились похоронить в 90-е вместе с постмодернизмом.

Генетика явления исходит из следующих предпосылок: в то время как гражданину США на каждом шагу подмигивала красотка, предлагая освежиться, побриться или заглянуть в закусочную, советскому человеку с плакатов грозили пальцем суровые женщины, милиционеры и пожарники читали наставления, а давно умершие вожди транслировали ценности коммунистической партии.

За рулём
За рулём
Соблюдай технику безопасности
Соблюдай технику безопасности

Слава труду!
Слава труду!
Домашний концерт
Домашний концерт

В конце 80-х прогрессивные художники соц-арта, побывавшие в США, начали творческий эксперимент по скрещиванию чуждых друг другу художественных традиций: материального поп-арта, покоящегося на производстве товаров и языке рекламы, и предельно мифологизированного и идеологизированного социалистического реализма.

Итогом и стало появление ироничного соц-арта, не признающего идеологий, условностей и кумиров, будь то модель или седобородый философ. Художники соц-арта эротизировали социалистический реализм: обратили внимание на эрегированные соски полногрудых колхозниц и совершили жуткое святотатство, раздев вождей – вся эта вакханалия вторила перестроечному угару, и сегодня вспоминается смутно и даже неохотно.

За успехи в труде!
За успехи в труде!
Не опаздывай на производство!
Не опаздывай на производство!

Валерий Барыкин интуитивно является последователем этой традиции. Сам он попеременно увлекался соцреализмом и всерьез полюбил американскую иллюстрацию, особенно художника Нормана Роквелла, работавшего с The Saturday Evening Post.

Первый опыт скрещивания слогана советского назидательного плаката с американской ретро-красоткой оказался настолько успешен, что, благодаря перепосту, ироничные плакаты Барыкина быстро распространились в сети и докатились до кураторов, работающих с наследием тех самых соц-реалистов. Работы Барыкина прокатились по российским фестивалям и побывали в программе 4-й Московской биеннале современного искусства.

Работники телевидения, сохраняйте спокойствие и выдержку в самых непредсказуемых ситуациях!
Работники телевидения, сохраняйте спокойствие и выдержку в самых непредсказуемых ситуациях!
Выявление скрытых талантов — одна из важнейших задач телевидения!
Выявление скрытых талантов — одна из важнейших задач телевидения!

Сегодня проект «Советский пин-ап» это, прежде всего, ретро, не обремененное критикой режима или культурных ценностей. Барыкин работает с самобытной традицией советской эротики, которая, если присмотреться, не так далека от американской или, скажем, итальянской.

Вспомните королеву бензоколонки, укротительницу тигров или студентку, медленно раздевающуюся во время чтения конспекта в киноновелле Леонида Гайдая «Наваждение». Мир Барыкина, собственно, и напоминает комедии Гайдая.

При работе съемочной группы в экстремальных условиях требуется использование спецодежды!
При работе съемочной группы в экстремальных условиях требуется использование спецодежды!
Не теряй рабочих минут!
Не теряй рабочих минут!

Насыщая работы массой бытовых деталей, художник погружает зрителя в идиллическое советское безвременье, где из транзисторного приемника льется жизнеутверждающая песня в исполнении Муслима Магомаева. Непьющий шофер, вполне себе реалистичный, с гордостью преподносит зарплату жене-красавице, а пассажирам «Аэрофлота» стройная стюардесса предлагает отведать эклеры с масляным кремом, которые обязательно следует запивать лимонадом дюшес.

Концептуальную глубину работам Барыкина придает переосмысление строгих канонов фривольного жанра, проявляющаяся в смещении внимания с образа девушки. Художник иронично изображает условного советского человека-мужчину, напоминающего комического персонажа комедий все того же Гайдая.

Интервью с передовиком производства
Интервью с передовиком производства
Не теряй драгоценные минуты эфирного времени
Не теряй драгоценные минуты эфирного времени

У Барыкина в пикантную ситуацию попадает не девушка, чей образ предельно американизирован, а именно очкастый студент или карикатурный чумазый шофер, обезоруженный лавиной кокетства. Вспомните подобный эпизод в кинофильме «Бриллиантовая рука» – полулегальная процедура покупки халата обернулась каким-то спиритуально-эротическим приключением.

Барыкин режиссирует сцены, созвучные названию самого прожекта, упиваясь изображением эротических озарений условных советских мужчин. Таким образом, все, что подсмотено непосредственно в действительности, делает советский пин-ап Барыкина глубоко психологичным.

Павел Маркайтис

Небо зовет!
Небо зовет!

А ну-ка, взяла!
А ну-ка, взяла!

Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!