Анна Павлова: тайна русской балерины

Так уж случилось, что в прошлом году мы довольно часто обращались к теме балета. Говорили как об известных танцовщицах и балеринах начала 20 века: кто-то был музой и вдохновлял, кто-то выступал в роли роковой обольстительницы и губил жизнь, так и об изображении балета в живописи. Ольга Хохлова, Ида Рубинштейн, Анна Павлова — яркие, как путеводные звёзды, имена.

Женщины с удивительными судьбами и богатым шлейфом тайн, тянущихся за ними.

Сегодня наш разговор пойдёт об Анне Павловой — лёгком, как облако, имени, без которого русский балет, возможно, пошёл бы по другому пути. Оговорюсь, Анна оказала огромное влияние на многие сферы искусства — от музыки до кулинарии (да-да!) — поэтому в нашем паблике этой статье самое место!

Происхождение и детство

Будущая звезда балета родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово недалеко от Петербурга. Мама Анны — Любвь Павлова — трудилась швеей и вынуждена была подрабатывать прачкой. Родилась девочка недоношенной и выжила вообще чудом. Родного отца — отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова — Анна не знала.

Впрочем судачившие соседи были уверены, что настоящим отцом девочки был Лазарь Поляков, молодой банкир, красавиц, младший брат российского железнодорожного магната Самуила Полякова. Подтверждения этим домыслам нет, но они вполне могли оказаться правдой: у бедной солдатской дочки было вполне себе богатое детство. Некто снял для Аниной бабушки просторный двухэтажный дачный дом в самом Лигове — аристократическом районе Петербурга, в котором летом селилась соответствующая публика: театральная богема, модные поэты, состоятельные меценаты (или те, кто хотел им подражать и имел на то возможность). К слову, Аня с детства прониклась театром, обожала походы в Мариинку и училась на минуточку в столичной Императорской балетной школе. А это стоило больших средств.

Балет. Второй шанс.

Но оставим домыслы — не они наша цель. Анна поступала в балетную школу, разумеется, на общих основаниях, и удалось ей это далеко не сразу — первая попытка провалилась, вторая почти провалилась. Дело в том, что у юной Ани был дефицит веса и довольное болезненное здоровье. Но юное дарование вовремя заметил проницательной председатель приемной комиссии — знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Внимательно оценив приготовленный танцевальный номер Ани Павловой, Мариус произнес пророческие слова:

«Пушинка на ветру — она будет летать на сцене».

Зависть и оскорбления

Балетный мир подобен джунглям — прекрасен, опасен и тернист. В училище были буквально казарменные условия и дисциплина: ранний подъем, обливания холодной водой, молитва, очень скромный завтрак, а затем восемь часов изнурительных тренировок у балетного станка с небольшими перерывами на очень условный обед и ежедневную часовую прогулку на свежем воздухе в любую погоду. Ещё были неизменные составляющие балетной стихии: конкуренция, ревность, интриги, палки в колёса и оскорбления.

Анне за ее хрупкость и недостаточную гибкость досталось обидное для девочки прозвище Швабра. О как жестоки порой дети!

И если Аня и правда не могла похвастаться исполнением всех классических технических элементов балета, то в артистизме и самоотдаче ей не было равных — танцевала Палова самозабвенно и вдохновенно. Эта отдача у Анны в будущем будет во всем: танцевать она будет всегда как в последний раз, любить она будет так, что авторам любовных романов и не снилось.

*

Надеюсь, начало было интригующим, и у вас появилось желание узнавать любопытные факты об Анне Павловой дальше. Кто стал единственной любовью одной из самых известных русских балерин? Что связывало Павлову с Дягилевым? На какой отчаянный шаг пошла Анна, чтобы спасти любимого?

Ставьте лайки, подписывайтесь, продолжение истории совсем скоро...