Фреска дня: палимпсест

18.01.2018

Стены римского храма Санта-Мария-Антиква — сплошной палимпсест: они покрыты несколькими слоями живописи, относящимися к разным эпохам. Церковь, построенная у подножия Палатинского холма возле прохода в импе­раторский дворец, пережила множество перестроек: почти каждый папа — с середины VII века и до разрушения храма во время землетрясения в 847 го­ду — финансировал перестройку или заказывал новые росписи.

«Стена палимпсеста» в храме Санта-Мария-Антиква. Рим, VI–VIII века. 
Steven Zucker / CC BY-NC-SA 2.0
«Стена палимпсеста» в храме Санта-Мария-Антиква. Рим, VI–VIII века. Steven Zucker / CC BY-NC-SA 2.0

Еще в IV веке в «будке» с небольшим атриумом появилась украшенная мозаи­ками часовня, посвященная Богородице. Ранний и еще не сформировавшийся женский христианский культ был призван, вероятно, вытеснить воспоминания об алтаре Весты, находившемся неподалеку.

После переноса папской резиденции из пригородных садов Латерано в центр города часовню из проходной «палатинской капеллы» начинают превращать в полноценную церковь Богородицы. Одновременно завершаются церковные споры о природе святости Марии. Признанная Небесной Царицей, в середине VI века она впервые изображается здесь в образе Maria Regina — то есть на тро­не, в окружении склонившихся перед ней ангелов.

Через некоторое время в церкви появляется образ прекрасного — или помпеян­ского — ангела — он отражает установившийся в ранне­византийском искус­стве антикизирующий стиль. Совсем иначе, монументально и с резкими кон­турами, выполнен слой росписи, относящийся к недолгому правлению папы-грека Иоанна VII (705–707), утонченного покровителя искусств; этот стиль напоминает росписи римских катакомб периода становления христианской церкви.

Автор Елена Позднякова

Больше фресок и их историй — в рубрике «Фреска дня» на Arzamas.