Секреты хорошей походки

05.01.2018

Приемы, которых следует придерживаться при ходьбе из трактате Бальзака «Теория походки». Из курса № 11 «История дендизма».

Походка — верное отражение мысли и жизни.

Чтобы хорошо ходить, человек должен держаться прямо, но не так, будто он аршин проглотил, он должен научиться ставить ноги по одной линии, не уклоняться слишком сильно ни вправо, ни влево от своей оси, незаметно вовлекать в движение все тело, легонько покачиваться, дабы равномерным колебанием разрушить потаенную мысль жизни; наклонять голову, менять положение рук, когда он останавливается.

Резкие или плавные наклоны головы и тела; судорожные, как у телеграфного аппарата, движения, которые мы безотчетно совершаем; углы и дуги, которые описывают наши члены, проникнуты нашей волей и пугающе значительны.

Люди, которые привыкли быстро ходить, как правило, имеют яйцевидную голову и плоский лоб. Впрочем, человек, который много ходит, рано или поздно неизбежно опускается до уровня умственного развития танцора Оперы.

Нет ничего смешнее, чем размашистые жесты, рывки, громкие пронзительные крики, торопливые поклоны. Вы приходите полюбоваться водопадом, но ненадолго, меж тем как на берегу глубокой реки или озера можно сидеть часами. Поэтому вертлявый человек похож на болтуна, все его избегают.

Всякое резкое движение обличает порок или дурное воспитание.

Всякое лишнее движение есть верх расточительности.

Сознательная медлительность походки обличает человека, который не торопится, обладает досугом, то есть человека богатого, знатного, мыслителя, мудреца.

Лень турка, сидящего на берегу Босфора и курящего трубку, есть, несомненно, проявление высшей мудрости.

Все женщины, которые совершили то, что принято называть ошибкой, отличаются изысканной плавностью движений.

Сила нашего общества — в юбке. Снимите с женщины юбку — прощай кокетство; страсти утихнут. Вся ее сила — в нарядах; там, где есть только набедренная повязка, нет любви.

Женщины должны приподнимать подол только потихоньку. Это правило для французов не подлежит сомнению.

Когда тело находится в движении, лицо должно сохранять неподвижность.

Люди, которым приходится повторять во время работы одно и то же движение, имеют совершенно определенную исходную точку движения, и находится она либо в грудной клетке, либо в бедрах, либо в плечах. Часто случается так, что все тело перекошено.

Не стоит задирать подбородок вверх, как Мирабо. Эта гордая посадка головы подобает лишь людям, которые бросают вызов эпохе.

Достоверно известно, что самые уважаемые люди слегка наклоняли голову влево. <...> По зрелом размышлении я отдаю предпочтение этой позе. Обычно она свойственна всем грациозным женщинам.

Грация (а гений включает в себя грацию) не терпит прямых линий.

Существует два типа людей, чья походка порочна в своей основе. Это моряки и военные. 

Военных легко узнать по походке. Их торс стоит на крестце, как бюст на постаменте, а ноги передвигаются сами по себе, словно их приводит в действие низшая по чину душа, которой поручено следить за тем, чтобы в нижней части тела все было в полном порядке. Верхняя часть тела знать не знает о том, что делает нижняя.

Любовь, болтовня, ужины в ресторане, балы, элегантные наряды, светская жизнь, легкомысленное поведение несут в себе больше величия, чем люди полагают.

Имейте мнения, но не отстаивайте их, держите их при себе; что же до убеждений, то это уже непозволительная роскошь!

В юности выразительные жесты, интонации голоса, гримасы физиономии ни к чему. В эту пору вам не нужно проявлять любезность, остроумие, развлекать, сохранять инкогнито.

На старости лет нам надо приложить усилия, чтобы обратить на себя внимание: это прискорбно, но это так.

Величие, гибкость, сосредоточенность и полет человеческой мысли — одним словом, гений несовместим:

с процессом пищеварения,
с телодвижениями,
с колебанием голосовых связок;
что доказывают в конечном счете обжоры, танцовщики и болтуны.

Мысль есть сила, которая калечит наше движение, которая заставляет извиваться наше тело, которая своими деспотическими усилиями разрушает его. Она — великий растлитель рода человеческого.

Больше материалов и лекций о том, как жили и во что верили денди — в курсе «История дендизма» на Arzamas.

Источники:

Оноре де Бальзак. Теория походки / Пер. с фр. О. Э. Гринберг // Бальзак О де. Физиология брака. Патология общественной жизни. М., 1995.