Виолончель: пять доказательств того, что она существует

30.09.2017

Основатель и организатор виолончельного фестиваля Vivacello музыкант Борис Андрианов рассказал о произведениях, которые помогут полюбить виолончель

Миниатюра из Комментария на Апокалипсис Беата Лиебанского в списке монастыря Сан-Мильян-де-ла-Коголья. 900-950 годы. 
Biblioteca de Serafín Estébanez Calderón y de San Millán de la Cogolla
Миниатюра из Комментария на Апокалипсис Беата Лиебанского в списке монастыря Сан-Мильян-де-ла-Коголья. 900-950 годы. Biblioteca de Serafín Estébanez Calderón y de San Millán de la Cogolla

Людвиг ван Бетховен. Сонаты для виолончели и фортепиано

Соната для виолончели и фортепиано № 1 фа мажор в исполнении Йо-Йо Ма и Эмануэля Акса. 1985 год

Для виолончели Бетховен собирался написать целый концерт и предложил своему другу, композитору Бернхарду Ромбергу, стать его первым исполни­телем. Но Ромберг отказался, сказав, что играет только те виолончельные концерты, которые пишет сам. Поэтому у Бетховена нет ни одного концерта для виолончели, зато есть пять виолончельных сонат.

Сонаты эти отражают три больших этапа творчества композитора. В первых двух сонатах можно услышать огромное количество тем: помимо основных, возникают эпизодические — и тут же затухают. Уже в этих ранних произведе­ниях Бетховен отходит от традиции: первая и вторая сонаты очень необычны по форме. Во второй есть медленная часть, которая одновременно становится вступлением к быстрой части. В третьей сонате видна работа человека в самом расцвете творческих сил, большого мастера, не утратившего свежести и любви к жизни. К четвертой-пятой сонатам язык Бетховена становится аскетичнее, а музыка — более экспериментальной. Последняя часть пятой сонаты — это фуга, которая звучит как какофония и совершенно опережает свое время. 

Антонин Дворжак. Концерт си минор для виолончели с оркестром

Концерт си минор для виолончели с оркестром в исполнении Мстислава Ростроповича и Лондонского филармонического оркестра. 1987 год

Из всего, что написано для солирующей виолончели с оркестром, Концерт для виолончели си минор Дворжака — самый известный. Даже в фильме «Иствикские ведьмы» виолончелистка учила концерт Дворжака.

Концерт состоит из трех частей, и в каждой их них слышны славянские моти­вы, интонации. Уже дописав концерт, Дворжак узнал трагическую новость: умерла его возлюбленная. И к уже законченному произведению композитор пишет еще одну, последнюю, страницу, еще две-три минуты музыки, коды. Этот постскриптум имеет совершенно другой характер, нежели предше­ствующая ему героическая музыка: он бравурный, яркий и словно провозгла­шает победу жизни над смертью.

Эдуард Элгар. Концерт для виолончели с оркестром

Концерт для виолончели с оркестром в исполнении Жаклин Дю Пре и Лондонского филармонического оркестра. 1967 год

Этот концерт великого английского композитора, жившего на рубеже XIX–ХХ веков, неразрывно связан с именем великой виолончелистки Жаклин Дю Пре, безвременно ушедшей в сорок с небольшим лет. Самая выдающаяся запись концерта Элгара существует именно в ее исполнении, а произведение это считается визитной карточкой всех известных молодых виолончелисток.

В концерте четыре части, написанные витиеватым музыкальным языком. Такая композиция скорее традиционна для симфонии, тогда как в концер­те обычно всего три части. Это медленная красивая музыка с одинаковым темпом, поэтому от исполнителя тут требуется много идей, находок. Иначе музыка будет казаться сложной и тягучей: оркестр здесь играет совсем немного, и все держится на солисте.

Джованни Соллима. «Violoncelles, vibrez!» и «Antidotum Tarantulae XXI»

«Violoncelles, vibrez!» в исполнении Юлиуса Биргера, Марио Брунелло, Энрико Ринальдо, Джованни Соллимы и др. 2009 год

Джованни Соллима — наш современник, виолончелист и композитор. Соллиму называют Джими Хендриксом от виолончели: в своей музыке он соединяет все жанры, включая классику и рок. Если слушать современную виолончельную музыку, обязательно нужно начать с его «Violoncelles, vibrez!».

«Antidotum Tarantulae» — произведение для двух виолончелей, состоящее из пяти частей. Это смесь рока, бароч­ной классики, этнической музыки, музыки уличных духовых оркестров. Вся эта эклектика удивительным образом гармонирует в пьесе.

Йозеф Гайдн. Концерт до мажор для виолончели с оркестром

Концерт до мажор для виолончели с оркестром (часть 3) в исполнении Норвежского камерного оркестра. 2013 год

Гайдн написал всего два концерта. Самый популярный и часто исполняемый из них — Концерт до мажор для виолончели с оркестром, рукопись с нотами которого в 1961 или 1962 году обнаружили в недрах Пражской библиотеки. Концерт длится минут двадцать и написан очень ясным, прозрачным языком. Это красивая жизнерадостная музыка.

Третья часть играется в очень быстром темпе. Виолончелисты даже любят соревноваться, кто быстрее: например, считалось, что Ростропович играл очень быстро, но виолончелист Александр Рудин играет на минуту быстрее, чем Ростропович.

Другие произведения можно будет услышать на Международном виолончельном фестивале Vivacello.

Возможно, вам также будет интересно посмотреть курс «Как слушать классическую музыку» на Arzamas.