Чтобы готовиться к будущему, не обязательно его знать

Двенадцатого сентября в Яндексе пройдет сессия на любимую мной тему "Образ будущего", мне предстоит ее модерировать; в порядке подготовки собрал некоторое количество мыслей и выкладываю эту сборку. Простите за длину, в короткий пост не поместилась. Она не претендует на оригинальность и созвучна многим книгам и статьям (вот, например), на которые я ссылаюсь в своих лекциях и рассказах.

Весь опыт последних десятилетий учит: будущее предсказывается очень плохо. Отвечая на популярные вопросы "Как будет выглядеть мир (интернет, рынок труда, школа - подставь любую сферу интересов вопрошающего) через 20 лет?" надо сначала вспомнить мир конца прошлого века, те же 20 лет - только назад. И припомнить тогдашние прогнозы: например, про технологии и их влияние на жизнь. Ни социальных сетей, ни смартфонов в каждом кармане, ни разлитого в воздухе интернета в них не найти. Как перечисленное (и не только) изменило нас, общество и профессиональные требования - не стану рассказывать.

Можно огорчаться, можно стараться фантазировать более буйно, не сдерживая себя, - но с практической точки зрения, с точки зрения адаптации образования или выбора профессии - лучше ориентироваться не на описания картинок из будущего (они гарантировано сейчас будут врать), а на его общие свойства, которые могут воплотиться очень разнообразно.

Главное свойство близкого будущего (уточнение про близость - важно, ниже объясню, почему) - скорость перемен и слабая предсказуемость их результатов: слова про четвертую промышленную революцию, последние 2-3 года повторяемые в разных сообществах - не просто удобный штамп. Важно уточнить слово "скорость" и насколько она быстрая. Предыдущие серьезные технологические изменения происходили сравнительно медленно в сравнении с человеческой жизнью, особенно активной профессиональной её частью (характерный масштаб - несколько десятилетий). Важно, что и смена поколений составляет тоже десятилетия - поэтому и психологически, и с точки зрения общественных институтов, изменения длиной в десятилетия довольно неплохо обрабатывались: и система образования, и различные системы социальной защиты и работы с общественным мнением вполне успевали реагировать.

Но темп проникновения технологий, меняющих и стиль жизни и профессиональный ландшафт, очень сильно ускорился за двадцатый век, вот характерная иллюстрация.

Сколько лет требовалось, чтобы разные технологические новшества стали доступны четверти населения США - за последние полтора века
Сколько лет требовалось, чтобы разные технологические новшества стали доступны четверти населения США - за последние полтора века

Системы, рассчитанные на обслуживание конкретных прогнозов и защиту сложившихся производств, привычек, профессий, справляются уже не очень. Например, системам образования (все еще работающим по запросам индустриального общества) вместо суммы знаний и профессии, которые обеспечат спокойную жизнь вплоть до пенсии, хорошо бы начать давать навыки адаптации: умение быстро учиться и переучиваться, готовность к неведомому, воспитывать положительное отношение к переменам, новшествам, неожиданностям. Сейчас перемены часто пугают человека, воспитанного в старой системе образования, подробно описывающей статический мир и призывающей человека найти в нем устойчивое место. Любые перемены для многих объективно болезненны. Лучше бы образование и воспитание учили бы нас общей подвижности - готовности к перемене мест, профессий, компаний. А еще и умению не просто быть готовым, но и радоваться всему этому.

Воспитанные в старой системе образования и парадигме вечности профессий оказываются совершенны не готовы к будущему. (Люди постарше могут вспомнить осуждающее слово "летун" (Вы летун, инженер Талмудовский! Вы разрушаете производство! (С) ) и положительные примеры рабочих династий как идеала.)

Слайд из моих лекций, который вызывал смех пару лет назад - и уже не так веселит слушателей в 2017. Смерть легко формализуемых профессий в эпоху машинного интеллекта уже становится наблюдаемой.
Слайд из моих лекций, который вызывал смех пару лет назад - и уже не так веселит слушателей в 2017. Смерть легко формализуемых профессий в эпоху машинного интеллекта уже становится наблюдаемой.

Поэтому общий итог: увлекательно, но совершенно бесполезно пытаться предугадать, что именно нас ждет. Но сам факт непредсказуемости перемен дает нам стратегию реагирования. Нам нужно создавать и развивать те системы образования и общественные институты и установки, которые готовят людей к неведомому, учат адаптироваться и получать радость от неожиданностей - вместо структур, охраняющих и насаждающих механическую внешнюю стабильность. На самом деле, стабильность надо сохранять не в жизни, а в головах: "Я чувствую себя уверенно и комфортно не потому, что заранее знаю, куда приду - но потому, что я готов прийти в неведомое и с комфортом там обустроиться" 

Обрабатывать неожиданности - самый востребованный навык в ближайшем будущем.

Ну, и в заключение - обещанный выше комментарий про то, почему все выше сказанное - про ближайшее будущее. Дело в том, что в любой революции от тех, кто ее вершит и тех, кто в итоге пользуется плодами, требуются сильно разные навыки. Революционные матросы обнаруживают себя несколько не у дел, когда всё устаканилось. Поэтому тем (например, программистам), кто сейчас упоен своей революционной деятельностью, нужностью и славой, совет особо обратить внимание на свою готовность к переменам: особенно радикальны они могут оказаться как раз для самых активных и востребованных сию минуту.