1320 subscribers

Как колхозники самолеты покупали

1,5k full reads

Да, опять статья по мотивам обсуждения предыдущей статьи. В статье про И.Н. Кожедуба

Кожедуб и Ла-7. Идеальное оружие для идеального охотника.

была фотография его именного Ла-5ФН, построенного на личный взнос колхозника В.В. Конева.

То самое фото - Иван Никитович Кожедуб на фоне Ла-5ФН, подаренного Василием Викторовичем Коневым. Позже на этой же машине летал другой ас, Кирилл Евстигнеев, аще позже - еще один Герой Советского Союза, Павел Брызгалов. Легендарная машина.
То самое фото - Иван Никитович Кожедуб на фоне Ла-5ФН, подаренного Василием Викторовичем Коневым. Позже на этой же машине летал другой ас, Кирилл Евстигнеев, аще позже - еще один Герой Советского Союза, Павел Брызгалов. Легендарная машина.

И естественно, тут же появился очередной пострадавший от антисоветской пропаганды 90-х и начал доказывать что быть такого не может, чтоб советский колхозник, который, как известно, раб и нищий, мог купить для фронта целый самолет. Вранье все это, мол, показуха.

А собирали ли на самом деле деньги?

Вообще, с началом войны люди начали приносить средства в Фонд обороны страны. Собирать их для постройки танков, самолетов - для фронта.

Сбор средств был массовым. Знаменитый ас, дважды Герой Советского Союза В.И Попков, прототип "Кузнечика" и "Маэстро" из фильма "В бой идут одни старики", летал на Лавочкине, построенном на деньги собранные оркестром Леонида Утесова.

Один из "Веселых ребят", самолетов от оркестра Леонида Утесова, на заводском аэродроме - музыканты осматривают машину, построенную на их деньги.
Один из "Веселых ребят", самолетов от оркестра Леонида Утесова, на заводском аэродроме - музыканты осматривают машину, построенную на их деньги.

Один из "Веселых ребят" на фронте. Видны звездочки за сбитые на фюзеляже.
Один из "Веселых ребят" на фронте. Видны звездочки за сбитые на фюзеляже.

Деньги в Фонд Обороны перечисляли композитор Рахманинов, писатели Шолохов, Твардовский, Лебедев-Кумач, Маршак, Михалков... На деньги Маршака, Михалкова и художников Кукрыниксов были построен именной танк КВ-1. собирались деньги на эскадрильи самолетов. Я просто выкладываю фото

Як-7Б "Новосибирский пионер"
Як-7Б "Новосибирский пионер"
Як-7Б "Комсомол Нарыма"
Як-7Б "Комсомол Нарыма"
Ил-2 Николай Островский
Ил-2 Николай Островский
Как колхозники самолеты покупали

Собственно, можно продолжать и продолжать. Эскадрилью самолетов "Малый театр - фронту" построили на средства артистов.

Как колхозники самолеты покупали

Танковую колонну "Дмитрия Донской" из 40 танков Т-34 построили на средства, собранный служителями православной церкви. Еще одну танковую колонну, "Давид Сасунский" построили на средства собранные армянской диаспорой со всего мира.

Всего в Фонд обороны и Фонд Красной Армии поступило свыше 17 миллиардов рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,7 миллиардов рублей драгоценностей, свыше 4,5 миллиардов рублей облигаций госзаймов.
По данным Большой советской энциклопедии, на добровольные пожертвования населения было построено более 2,5 тысяч боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров
Фонд обороны // БСЭ: [в 30 т.] / гл. ред.А.М.Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Вносили средства не только граждане СССР - маленькая Монголия за годы войны поставила огромное количество ресурсов. Мало кто помнит, что говядины Монголия, жившая впроголодь, поставила СССР больше чем США. А еще монголы собрали более 15 тысяч полушубков как раз перед контрнаступлением под Москвой, танковую колонну "Революционная Монголия" и эскадрилью истребителей "Монгольский арат" - построенную на средства собранные гражданами Монголии.

Ла-5Ф Монгольский арат
Ла-5Ф Монгольский арат

Однако критики могут сказать что все это интересно - но совсем не по теме. Ведь все указанные примеры - это либо средства известных артистов, музыкантов, либо средства на них собираются группой людей, иногда даже по всей стране.

А вот чтобы одиночный колхозник купил... да не может быть, пропаганда! Или нет?

А вот и смотрим.

Вообще, кой-какой материал о колхозах я публиковал одним из первых на канале, вот тут:

Шарий, Гоблин Жуков и Дудь - про жутко неэффективные колхозы

И там вскользь упоминал о покупках самолетов. Ну вот и поговорим подробнее.

Таких примеров немало, но самые известные - покупка самолетов колхозниками Василием Коневым и Ферапонтом Головатым.

Ферапонт Головатый, кстати, сам по себе примечательная личность.

Ферапонт Головатый - рядовой его императорского величества лейб-гвардии полка, трижды кавалер Георгиевского креста за храбрость.
Ферапонт Головатый - рядовой его императорского величества лейб-гвардии полка, трижды кавалер Георгиевского креста за храбрость.

После революции и Гражданской войны вернулся в село, стал председателем сельсовета. Потом чуть не попал под репрессии, но остался в родном селе - пчеловодом.

После начала войны сыновья и зятья Головатого ушли на фронт - и 9 внуков остались на его попечении.

Занимался Головатый, как говорилось выше, пчеловодством. До хрущевской реформы 50-х годов в сельском хозяйстве кроме основной работы - в колхозе - колхозники активно работали и на своих приусадебных участках. По утвержденному государством уставу сельскохозяйственной артели 1935 года указывалось:

"Размеры приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора (не считая земли под жилыми постройками), могут колебаться от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах до 1 га в зависимости от областных и районных условий, устанавливаемых народными комиссариатами земледелия союзных республик на основе указаний Народного комиссариата земледелия Союза ССР"

Эти участки давали значительную часть всей сельскохозяйственной продукции СССР - до трети. В отдельных направлениях и еще больше.

И при этом обеспечивали доходы колхозников - зачастую большие, чем полученное за трудодни в колхозах:

Колхозник Показаньев (колхоз «Активист» - Сысертского района). Семья - 6 человек, трудоспособных -3 человека. В 1938 г. имел 2 коровы, 3 подростка, 7 овец, 18 кур. Приусадебный участок - 0,25 га. Реализовал с подсобного хозяйства овощей и картофеля на 450 руб. и продуктов животноводства на 4620 р. Итого доходов 5070 руб. Подучил на трудодни деньгами 333 руб., зерновых 16 цнт. в оценке 1600 руб. итого - 1959 руб.
Из объяснительной записки в сельскохозяйственный отдел ЦК ВКП(б) о приусадебных участках колхозников Свердловской области. [май 1939 г.]

Колхозники продавали продукцию приусадебных участков на рынках. В маленьких городах эти рынки до сих пор называют "колхозными".

После начала войны цены на продукты на рынках быстро выросли. В 1944 году была разрешена так называемая "коммерческая" торговля в магазинах, которая сразу показала огромную разницу между рыночной стоимостью продуктов и твердой госценой:

Статистическая таблица ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», http://istmat.info/node/18463
Статистическая таблица ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», http://istmat.info/node/18463

А вот непосредственно рыночные цены на продукты в г. Горьком, например, а как они менялись со временем

https://topwar.ru/7696-snabzhenie-naseleniya-produktami-pitaniya-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyny.html
https://topwar.ru/7696-snabzhenie-naseleniya-produktami-pitaniya-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Видно, что самые высокие цены - в начале 1943 года. И цены просто взлетели к этому моменту, по сравнению с довоенным уровнем - в 10,15 а то и 20 раз. В среднем индекс цен увеличился к 1943 году с довоенного уровня: на продукты растениеводства – в 12,6 раза, на продукты животноводства – в 13,2 раза.

Именно в это время колхозник-пчеловод Ферапонт Головатый, имевший 22 улья, продавал на рынке собранные 200 килограммов меда.

Цена килограмма меда была от 600 до 1000 рублей, то есть продав 200 килограммов собранного меда Головатый мог заработать от 120 до 200 тысяч рублей. Доподлинно неизвестно сколько он заработал, но пришел в кабинет директора Саратовского завода И.С. Левина с мешком, в котором лежало 100 тысяч рублей, и заявил, что хочет купить самолет. И чтобы летал на нем земляк - саратовец.

Ферапонт Головатый и майор Борис Еремин - на фоне именного Як-3.Борис Еремин  на Як-1Б, а затем и Як-3, построенных на деньги Головатого. Еремин не подвел, оба самолета ни разу не были сбиты. Сам же Еремин сбил 23 самолета противника, из них 14 - на самолетах, подаренных колхозником Ферапонтом Головатым
Ферапонт Головатый и майор Борис Еремин - на фоне именного Як-3.Борис Еремин на Як-1Б, а затем и Як-3, построенных на деньги Головатого. Еремин не подвел, оба самолета ни разу не были сбиты. Сам же Еремин сбил 23 самолета противника, из них 14 - на самолетах, подаренных колхозником Ферапонтом Головатым

Денег этих вполне хватало на самолет. В 1943 году себестоимость самолетов была следующей:

Стоимость самолетов 1943 год, по данным http://forums.airbase.ru/2005/09/t34148--stoimost-sovetskikh-samolyotov-ii-mirovoj.1628.html
Стоимость самолетов 1943 год, по данным http://forums.airbase.ru/2005/09/t34148--stoimost-sovetskikh-samolyotov-ii-mirovoj.1628.html

То есть колхозник Головатый вполне себе мог продав свой, собранный мед, собрать на самолет 100 тысяч рублей, и это вполне хватало для приобретения самолета.

Б.Н. Еремин, Герой Советского Союза, в кабине своего истребителя Як-1Б
Б.Н. Еремин, Герой Советского Союза, в кабине своего истребителя Як-1Б

Была ли в этой истории пропаганда? А как же. Такой случай можно и нужно было использовать - что и было сделано. Было написано "правильное" письмо на имя Сталина, опубликовано в газете, история получила широкую огласку.

Но ведь того что Ферапонт Головатый сам собрал деньги на самолет это все не отменяет.

Як от рабочих Киева - фронту. Что характерно, надпись на украинском языке.
Як от рабочих Киева - фронту. Что характерно, надпись на украинском языке.

Аналогичные случаи стали массовыми - и это результат пропаганды. Стоит ли напоминать что колхозник Конев, купивший самолет Кожедуба тоже был пчеловодом? Но были и менее известные факты.

Колхозник Ф. П. Головатый (Саратовская область) в 1942 году пожертвовал 100 тысяч рублей, а через два года — еще 100 тысяч рублей. Колхозник И. П. Ботин (Чкаловская область) сдал в Фонд обороны 120 тысяч, Амир Кара-оглы Сулейманов (Азербайджан) — 250 тысяч, Кулам Баймагамбетов (Казахстан) — 325 тысяч, Оразбай Букенбаев (Казахстан) — 300 тысяч рублей.

..председатель Кольцовского колхоза Вурнарского района А. Васянин, внесший на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» 100 тыс. руб. Последователями А. Васянина стали: председатель колхоза «Марс» Яльчикского района А. Гаязов на строительство танковой колонны «Колхозник Чувашии» внес 105 тыс. руб. и 36 пудов хлеба; 63-летний колхозник колхоза «Красная степь» Порецкого района Д. Пугачев — 110 тыс. руб.; колхозник колхоза «Маяк» Батыревского района Г. Латфуллин, пчеловод колхоза им. Мичурина Комсомольского района А. Беляев, председатель колхоза «Трактор» Порецкого района Н. Кошечкин и др. внесли по 50 тыс. руб. Председатель колхоза «Красный пахарь» Порецкого района М. Дубровин внес 100 тыс. руб. на строительство самолета для своего сына Степана Дубровина.
Колхозница колхоза им. М. Горького Порецкого района М. Ширманова внесла на постройку танка 50 тыс. руб. и передала танк сыну-танкисту А. Ширманову.

Кстати, иногда, когда такими добровольцами становились недобровольно. Там же, в Чувашии, колхозник Сарсков сделал взнос под давлением местного руководства, которое еще и добавило ему зерна на продажу из колхозного фонда. Что, кстати, вызвало законное недовольство колхозников, говоривших что работали все, а героем был назначен один Сарсков. И такие случаи, безусловно, были - отрицать это глупо. Стремление не отстать и сделать как у всех у российского чиновника совершено неистребимо. У нероссийского чиновника, кстати, тоже

Як-3 - второй самолет Ферапонта Головатого. Самолет с длинной историей. Был вывезен в США. Борис Еремин, летавший на этой машине, добивался возвращения самолета до последнего дня - но к сожалению уже не застал момент, когда его Як-3 вернулся домой.
Як-3 - второй самолет Ферапонта Головатого. Самолет с длинной историей. Был вывезен в США. Борис Еремин, летавший на этой машине, добивался возвращения самолета до последнего дня - но к сожалению уже не застал момент, когда его Як-3 вернулся домой.

Ну а в общем - подведем итог

А итог-то простой и очевидный.

1. Абсолютно однозначно известно, что добровольный сбор денег и ценностей для фронта, строительство на них самолетов, танков, даже боевых кораблей имел место. Собрано ценностей на сумму более 35 миллиардов рублей, на них построено более 2,5 тысяч самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров

2. Ну а раз идет речь о такой огромной сумме дензнаков - очевидно что, как говорил Остап Бендер "есть человек, у которого их много". В частности - советские колхозники Ферапонт Головатый или Василий Конев во время войны вполне мог сам собрать деньги на покупку танка или самолета. Конечно, такую возможность имел далеко не каждый, в конце концов сверхприбыльная профессия пчеловода была достаточно редкой. И не каждый мог собрать тонну зерна со своего участка, конечно же. Но - возможности зарабатывать у колхозников были, да и сильно выросшие к середине войны цены на продукты помогали в этом.

3. Имела ли место пропаганда в этом вопросе? Безусловно. Пропаганда просто не могла попустить такой случай, более того - она помогла сделать эти случаи массовыми. Однако, как ни крути, это не отменяет того, что колхозники могли собирать деньги на самолет или танк для фронта - и делали это.

В общем, все как всегда - никаких чудес, голые факты.

Подписывайтесь. Будет интересно.